Опубликована расшифровка секции по педагогической коммуникации в дистанционном образовании
18.10.2018
На сайте ИДО опубликована полная расшифровка секции «Педагогическая коммуникация в дистанционном образовании», проведенной в рамках первой международной научно-практической конференции «Цифровое образование. XXI век». Напомним, что конференция, организованная компаниями САП СНГ, «Сургутнефтегаз» и Институтом дистанционного образования ПСТГУ, прошла в Москве 24 сентября 2018 года.
Секция, посвященная обсуждению роли педагогической коммуникации в дистанционном образовании, прошла в формате круглого стола, ее ведущими стали директор Института протоиерей Геннадий Егоров и директор Национального института дистанционного обучения Дублинского городского университета Марк Браун.
Посмотреть запись секции можно на канале ИДО в YouTube, а расшифровка с переводом выступлений англоязычных спикеров будет постоянно доступна в рубрике База знаний.
Несколько цитат из выступлений участников секции:
«Я хочу привести четыре примера обучения через коммуникацию. Использую для этого метафоры – пещеры, костры, водопои и вершины гор. Позвольте мне кратко объяснить.
Пещера – это наше личное пространство, в которое мы уходим для того, чтобы поговорить, пообщаться с самими собой. Очень важно размышлять о том, как проходит твой процесс обучения.
Сегодня мы часто чрезмерно фокусируемся на том, что обучение происходит только в предназначенных для этого местах. На самом деле большая часть процесса обучения проходит «у костра», где старожилы рассказывают свои истории. Сторителлинг – очень мощная форма обучения.
Потом «водопой», куда вы приходите после «костра». Это место, где люди или, если вы представили животных, общаются в непринужденной обстановке. Тут и происходит разговор за пределами класса, аудиторий. Неформальное обучение становится действительно важным, когда вы общаетесь у «водопоя».
И наконец, последняя метафора или комбинация этих метафор – «вершина горы», где вы общаетесь и взираете с ее высоты на то, что выучили. Вы должны прояснить, какое новое знание вы получили, вы празднуете, и вот тут появляется элемент оценки. Вы настолько довольны результатами, что вам хочется продолжить обучение.
В моем понимании новые цифровые технологии должны помочь в создании цифровых пещер, цифровых историй вокруг костров, цифровых водопоев и больших гор, чтобы на все это взирать».
«Важный коммуникативный, образовательный эффект возникает в общении учителя и ученика, не когда учитель формулы пишет на доске, а когда он между делом шутит, когда он приводит какие-то примеры из своей жизни, так, что ученик понимает: для него это определенный пример человека, который состоялся, нашел себя, может что-то дать другим. Сейчас, когда существует интернет и люди могут самовыражаться достаточно легко, их мысли могут очень легко становиться доступными другим, это тоже возможность для людей на разных концах искать себе учителей по всему миру, читая их блоги и вступая с ними в контакт посредством переписки. К сожалению, многие учителя, неважно, работают они в дистанте или не работают, не представляют такого интереса для учеников в силу разных причин. Мне кажется, это основная проблема, в дистанте и в любом другом образовании».
«Для меня “гуманитарий” – это как проклятие: если человек так себя называет или его так назвали, это значит, что ему фактически закрыли дорогу к развитию собственного мозга и владению той компетенцией, которую здесь объявляли ключевой – умение учиться и работать над собой».
«Поиск преподавателей – это отбор тех людей, которые хотят служить студентам. Что я имею в виду под служением? Это когда ты чем-то в себе жертвуешь для того, чтобы что-то сделать студенту. То есть, грубо говоря, ты жертвуешь своим интересом, чтобы копаться в интересах студента, ты жертвуешь своим временем, чтобы помочь студенту разобраться в его проблемах, в его будущей работе. И преподаватели, которые так работают, осваивают любой инструмент».