Какие вопросы задают читатели блогеру-теологу? Чем может пригодиться теологическое образование, если поешь на клиросе и ищешь в архивах информацию о своих предках? Как богословские знания удалось использовать в курсе для исследователей семейной родословной?Рассказывает выпускница программы «Теология», автор блога «Автогеография» Екатерина Сергеева:

Почему вы решили изучать богословие?

- Мой период воцерковления пришелся на 2012-2013 годы, я начала ходить на службы и стала осознавать, что далеко не все понимаю, что мне очень не хватает знаний, и именно знаний системных, которые невозможно получить без преподавателя. 

Когда ты приходишь в храм, и там что-то происходит, что-то читают, сначала воспринимаешь это как какое-то театральное действо. А потом вдруг оказывается, что у всего этого есть какой-то смысл. Мне всегда хочется задавать вопросы, во всем разбираться: мне нужно понимать, что происходит вокруг, иначе я начинаю терять к происходящему интерес, а мне очень  этого не хотелось. Когда я училась, нам объясняли, что мы должны быть в состоянии осознанно дать отчет в своем уповании, и собственно, в этом и была тогда моя цель.

Я решила, что можно получить богословское образование. Кто-то из знакомых посоветовал просветительские курсы в интернете, я их прошла и поняла, что это хорошо, но мало. Кто-то из преподавателей курсов посоветовал Институт дистанционного образования ПСТГУ, и в 2016 году я поступила сюда на программу «Теология» с довольно высоким количеством баллов на вступительном тестировании. 

Какими были самые яркие впечатления?

- Очень ярким было самое первое впечатление: я попала в группу, которая изучала Ветхий Завет под руководством Никиты Дамировича Гимранова. Учебник и вопросы по курсу Ветхого Завета так составлены, что реально понимаешь, каким должно быть высшее образование: тебе дали материал, но надо очень хорошо поработать головой. Это был как раз тот предмет, на котором мы учились не бояться высказывать свое мнение: ты не просто что-то нашел в книжке и законспектировал, реально надо было много думать. 

Помню вопрос о том, какое значение для христиан имеет Шестоднев? В учебнике не было готового ответа! Я предположила, что перечисление дней творения – это напоминание, что все сотворил Бог, и потому ничему в мире нельзя поклоняться! Каждый раз было страшно отвечать: вдруг сейчас скажут, что ты какую-то ерунду написала? Но здорово было обнаружить, что это не ерунда, что ты правильно поняла.

Сначала учеба отнимала не очень много времени, но чем дальше, тем больше, - например, я училась в отпуске, ведь график отпусков не всегда можно подогнать под каникулы, поэтому приходилось совмещать то, что на первый взгляд несовместимо. Например, в 2017 году я делала задания по церковнославянскому языку на пляже, а два года спустя училась в аэропортах и гостиницах.

Если есть еще какие-то увлечения, на них уже почти не остается времени, а у меня такое увлечение со временем появилось и составляло некоторую конкуренцию учебе – это исследование своей генеалогии…

Как появился интерес к генеалогии?

- История моей семьи всегда меня интересовала: в нашем роду сохранилось много историй о предках. Я живу в Тюмени, а мой дедушка был из малого народа коми, его предки переселились в наши края в середине XIX века. Вообще коми-зыряне начали осваивать Сибирь еще раньше (у нас в Тюменском районе есть, например, деревня Зырянка – в документах XVII века она так и значится – «Деревня Митьки Зырянина»), но давно смешались с русским населением. Дедушка знал свою родословную до первых переселенцев, знал имена своих прадедов (а он был десятым и довольно поздним ребенком в семье). Семейные предания были ужасно интересными, хотя потом и выяснилось, что некоторые истории – только легенды. Мне хотелось соприкоснуться с этим, но казалось, что составление своей родословной, работа с архивами – это доступно только для избранных, а мне остаются только устные истории.

Но в 2018 году я обнаружила, что есть обучающие материалы и исследование своей генеалогии доступно почти всем: можно обращаться с запросами в ЗАГСы, писать в архивы, на предприятия, каждый может прийти в читальные залы архивов и поработать, как в библиотеке. Меня это очень воодушевило, хотя не очень хорошо отразилось на моей учебе: генеалогия стала отбирать немало времени, так как поиск пошел бурно. 

Мне посчастливилось: во-первых, мои предки в основном долго жили на одном месте, во-вторых, по бывшей Тобольской губернии очень хорошо сохранились документы. На меня обрушился просто водопад информации, так что пришлось даже сознательно притормаживать и приостанавливать поиски, чтобы успевать и учиться, и искать.

А как выглядят (или должны выглядеть) результаты ваших поисков?

- Пару лет назад я поняла, что моей целью все-таки должна быть книга: сто тысяч заметок никто никогда не прочитает, а оставлять их только для себя кажется преступлением. Так что теперь я пишу книгу, и она включает истории, связанные уже не только с моей семьей.

Так, мне захотелось включить в книгу краеведческую главу: материалов по краеведению в интернете очень мало и они очень низкого качества, а когда я начала работать с архивом, я обнаружила там несметные богатства. По истории села, в котором жили мои предки, я нашла материалы, которые, кажется, никто никогда не видел: выяснила, что приход в селе существует с 1650 года, узнала, какие храмы здесь были, когда и почему их сносили, когда построен нынешний храм, кто там служил. Среди моих предков есть церковнослужители этого храма, я нашла их родословную и много связанных с ними историй. 

В процессе сбора документов я заношу имена своих родственников в специальную программу, составляющую генеалогическое древо (таких программ в интернете несколько видов), чтобы визуально было понятно, кто кому кем приходится. Это очень помогает структурировать данные.

В своих поисках я дошла до XVII века – самые ранние упоминания о моих предках в Сибири относятся к 1680-м годам. Но я полагаю, что если я хорошенько поищу, я найду еще. Высокая вероятность, что в Сибирь русские представители моей семьи переселились из Устюжского или Яренского уезда (сейчас это территория республики Коми). 

И это история только по линии предков моего отца. Если бы я захотела найти всех предков со всех сторон, я бы не закончила книгу никогда. Один умный архивист сказал, что в генеалогии главное – вовремя остановиться. 

В процессе поисков были какие-то неожиданные находки?

- Удивительных историй нашлось много. Один мой предок, например, украл невесту. Родственница (племянница жены его брата) приехала в гости из другой деревни, он спросил: «А пойдешь замуж за моего сына?». Она внезапно согласилась, и он повез пару ночью тайно венчаться. Ездили по трем храмам, пока в одном не согласились наконец их повенчать. По этому поводу потом производилось целое расследование, потому что отчим девушки настаивал, что супруги в родстве между собой и брак недействителен. В деле сохранилось настоящее генеалогическое древо, были высчитаны степени родства: жених и невеста – далекие свойственники и венчаться им можно. Невесту допрашивали, желает ли она жить в браке с этим человеком? А невесте было лет 14 или 15…

В моем роду есть представители редкой для наших краев фамилии – Китаевы. Я выяснила, что мой предок Китаев переселился в Сибирь, потому что его отправили в ссылку. Действительно, у нас в семье была легенда о каком-то прапрадеде, который случайно убил своего барина – уронил с телеги или что-то подобное непреднамеренное, за что и был сослан в Сибирь. И вот подтвердилось, что был такой ссыльный, хотя причин ссылки я пока не нашла. Такие предания понемногу проясняются.

Я нашла прошение своей прапрабабушки: она писала, что ее сына призвали на Русско-японскую войну, ей на воспитание осталась внучка, которую надо содержать, поэтому она просила дать ей пособие на дрова. 

Однажды меня нашла троюродная сестра моей бабушки (разница в возрасте между ними – лет 35). Она вбила имя и фамилию моей прапрабабушки в поисковик и вышла на мой блог, после чего написала мне, прислала мемуары нашей общей родственницы, фотографии моих прапрапрабабушки и прапрапрадеда.

В другой раз я дала интервью нашему местному изданию и, благодаря этому интервью, меня нашла еще одна дальняя родственница. Мы с ней встречались, вместе ездили на места, связанные с нашими общими предками. Такие встречи - это очень приятно.

Почему для людей так важно знать своих предков? Вы писали в блоге, что генеалогия – это про любовь и про бессмертие…

- Вокруг темы генеалогии, родословной очень много эзотерики, которую, конечно, я не воспринимаю. Просто мне кажется, что очень важно молиться за своих сродников. 

И психологически эти поиски дают очень важное для меня ощущение собственного бессмертия: эти люди так давно жили, чтобы я появилась на свет! И в то же время, пока я их помню, они тоже как будто живут. Конечно, я верю в вечную жизнь и в то, что после смерти человек не прекращает существовать. Это непросто объяснить, но на уровне эмоций это работает. Такое ощущение причастности к этому бессмертию.

А как появился ваш блог и сложился круг читателей?

- В последние года три изучение генеалогии становится все популярнее, появляются разные тематические сайты, сообщества, ресурсы по составлению родословных. Появился проект ГенЭкспо, он включает интернет-марафоны, где в прямом эфире один или несколько дней читаются лекции на разные темы, связанные с генеалогией. Например, посвященный дню Победы фестиваль по военному поиску, фестиваль про визуальную память – про фотоисточники, и так далее. 

Многие стали вести посвященные своим поискам страницы в инстаграм. Мой блог «Автогеография» появился так: я делала запрос по репрессированным родственникам в ФСБ, пришли сканы документов, и я поняла: чтобы это прожить, мне надо этим с кем-то поделиться. Я стала публиковать выдержки, рассказывать какие-то истории о том, какая память об этих людях сохранилась в нашей семье, и что об их судьбах выяснилось теперь. Ко мне в блог стали приходить люди, сначала те, с кем мы уже общались в генеалогическом чате, потом, с популяризацией темы, стало появляться все больше новых подписчиков…

И захотелось поделиться с ними знаниями?

- В процессе учебы на « Теологии» у меня было большое желание заниматься какой-то просветительской деятельностью. Я вижу, сколько заблуждений, в том числе догматических, бывает даже у людей, которые регулярно ходят в храм, ведут достаточно праведную жизнь. За пару лет до начала учебы я стала петь на клиросе и вижу, как часто те, кто читает и поет на клиросе, не понимают тексты. Даже с желанием во всем разобраться, знанием церковнославянского языка, Священного Писания, догматики, я иногда не успеваю вникнуть в смысл богослужебных текстов. А люди порой просто не понимают значения слов, и не понимают, о чем речь, даже если церковнославянский текст более-менее понятен. Порой очень хочется рассказать им, что мы тут делаем...

А когда блог стал привлекать читателей, соединились мое желание заняться просвещением и бэкграунд «профессионального церковника» (как себя назвать, если есть постоянное занятие в храме и теологическое образование?). Я увидела, что даже у опытных исследователей много пробелов в знаниях, связанных с православной церковью. 

Например, кто-то пишет, что нашел у своего предка четвертую жену. Объясняешь, что в XVIII веке это было невозможно: каноническое право, даже царю нельзя было в четвертый раз жениться, а тем более крестьянину… Другой исследователь нашел в документе слово «двоеженец» и доказывал, что у его предка были сразу две жены. А речь шла просто о повторном браке.

Даже простой вопрос с поисками имен по святцам вызывает трудности. Люди не знают, почему никто не венчался в декабре, не знают множество других мелких деталей. А ведь основной источник информации по второй половине XIX века – церковные метрические книги и исповедные росписи. Многие не понимают, что это за документы, как они составлялись? С метрической книгой еще более-менее понятно: она состоит из трех частей: о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. Но что остается за кадром, людям не всегда понятно. 

Я поняла, что мне есть что рассказать, составила программу. Первая тема – некоторые общие вопросы: я рассказываю о том, что такое Церковь, чем отличается «церковь» от «Церкви». Разбираю понятия «церковь», «храм», «часовня», устройство православного храма, потому что в документах встречаются эти слова – амвон, солея, притвор… 

Есть тема про церковную иерархию. Я объясняю, кто такие церковнослужители и священнослужители, чем они отличаются друг от друга, рассказываю даже про облачения, потому что в источниках это тоже встречается. Например, встречаются записи про посвящение в стихарь: сейчас те, кто прислуживает в алтаре, обычно носят стихарь по благословению настоятеля, а в прошлом посвящение в стихарь, по сути, было поставлением в церковнослужители – на особое служение со штатным расписанием. 

Людям важно объяснить, кого могут рукополагать в священники. Не все понимают, что, если церковнослужитель женился во второй раз, возможность рукоположения для него была закрыта. Одна девушка, которая училась на моем курсе, нашла информацию о своем предке: то ли дьячок, то ли пономарь, он был посвящен в стихарь, но очень молодым овдовел, у него остались дети, и ему пришлось второй раз жениться. После этого путь в священники для него был закрыт, - целая драма!

Еще важно понимать, как финансировались приходы: с прихожан собирали взносы, обязанностью прихожан было содержать клир. Мне хотелось развеять некоторые мифы, например, о том, что священникам платит зарплату епархия. Я рассказываю, как принималось решение о постройке нового храма раньше и сейчас: если в прошлом это было инициативой «снизу», то сейчас инициатива может исходить и «сверху», что порой создает проблемы…

Из таких тем скомпоновался мой курс в инстаграм под названием «Учи матчасть»: сначала 6 лекций, потом я переструктурировала материал на 8 лекций. Я провела курс дважды, на нем отучилось около 30 человек. 

Что чаще всего интересовало учащихся? Помимо интереса к генеалогии возникали ли вопросы о богословии?

Это смешно звучит, но самый распространенный вопрос на курсе был: как ставить свечи за упокой. Я написала пост о том, что свечи не имеют никакого отношения к богословию, это просто форма пожертвования. Людям приятно, если их жертва имеет какое-то материальное воплощение и свеча становится таким символом. Но, по сути, от свечек по большей части одна копоть, и если просто положить денежку в ящик для пожертвований, а свечу не зажигать, никакой разницы не будет. 

Мой курс – не основы православного вероучения, он посвящен техническим вопросам, связанным с генеалогическими поисками, поэтому темы идут от практики. Но от богословской тематики, конечно, не уйти:  в курсе есть тема, посвященная Таинствам, потому что и об этом упоминается в документах. Например, в третьей части метрической книги есть записи о том, кто соборовал и приобщал людей перед смертью: в XIX веке прихожане не то чтобы с энтузиазмом участвовали в Таинствах, но перед смертью старались пригласить священника и причаститься. И про причастие и соборование, и исповедь в связи с исповедными росписями, и про венчание тоже нужно многое объяснять. А когда даже в таком ключе рассказываешь про Таинства, нельзя обойтись без богословия. 

Нельзя обойтись без опоры на Писание, потому что важно объяснить: даже внешняя, видимая сторона церковной жизни – это не театр и не набор обрядов и ритуалов. Среди тех, кто учился на курсе, были и православные, и атеисты, и даже одна протестантка была. Она, кстати, отметила, что ей опора на Священное Писание была очень важна, потому что знатоку Библии это хорошо понятно.

Так что богословское образование стало хорошей базой даже в такой, казалось бы, неожиданной области. Кроме основной цели, то есть непосредственно рассказа о церковной «матчасти», у меня получилось немного показать жизнь Церкви изнутри тем, кто в этой жизни обычно не участвует. Церковь составляла довольно значительную часть жизни людей в дореволюционный период, поэтому знания о ее устройстве дают больше понимания о том, как жили наши предки до революции. Причем в разных аспектах: и подчиненность годовому богослужебному кругу, и взаимоотношения населения с духовенством, и церковно-государственные отношения.

Удивительно, но для составления курса мне пригодилось самое разное из тех знаний, которые я получила в университете: и ссылки на Евангелие, и литургика, и представление о христианской антропологии, и каноническое право, и история Церкви… Внешнее невозможно понять совсем без знания внутреннего. Дать отчет в своем уповании оказалось важным даже здесь.


Подобнее о программе «Теология»:

Богословие дистанционно - программа «Теология: Библия и вероучение Церкви»

Богословское образование для взрослых через интернет - программа «Теология: Библия и вероучение Церкви». Изучение богословия в Институте дистанционного образования ПСТГУ. Читать далее »

Читайте также:

Зачем современному христианину богословие и художественная литература?

Интервью с Ириной Собыленской – автором блога о православных книгах и слушательницей дистанционной программы по теологии ИДО. Читать далее »

«Любовь к богословию – это показатель любви к Богу»

Интервью с православным публицистом Сергеем Комаровым, слушателем программы ИДО «Теология». Читать далее »


«Чтобы отличить правду от лжи, нужно обладать очень качественными знаниями»

Какие истории из жизни зарубежных приходов больше запомнились и может ли богословское образование изменить отношение к Церкви в обществе – об этом в интервью со слушательницей программы «Теология» Татьяной Ступеньковой. Читать далее »
Последнее изменение: понедельник, 4 июля 2022, 15:29