13.10.2017




10-11 октября 2017 года в Москве состоялась конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit, организованная Высшей школой экономики совместно с платформой для онлайн-лекций Coursera. За два дня в рамках конференции прошли более 20 секций, круглых столов и мастер-классов, посвященных различным аспектам дистанционного образования – от внедрения онлайн-курсов в вузовскую практику до новых методов анализа достижений учащихся дистанционных программ. По инициативе ИДО ПСТГУ одна из секций была названа «Коммуникации в онлайн-образовании», а ее модератором стал директор Института протоиерей Геннадий Егоров.

Вопрос коммуникации в электронном обучении давно признан одним из ключевых. Неоднократно поднимался он и на различных мероприятиях конференции, но их обсуждение не уходило дальше общих замечаний о том, что учащимся дистанционных программ не хватает взаимодействия с преподавателем и этот дефицит важно компенсировать. Секция ИДО привлекла даже больше участников, чем записывалось на нее предварительно, и вызвала интерес у иностранных коллег – в том числе у представителей США, Нидерландов и Израиля.

Секция прошла динамично, поскольку был выбран необычный формат: доклады участников были заранее опубликованы на сайте конференции, а время сессии предполагалось посвятить их обсуждению с залом. «Лучший способ пообщаться с практиками – задавать им вопросы о том, что вам интересно», – пояснил решение своих коллег модератор секции. Поскольку не все собравшиеся успели заранее ознакомиться с материалами, докладчики вкратце рассказали о своих презентациях, чтобы направить обсуждение в нужное русло.


Первый выступающий – профессор Колледжа гуманитарных наук Университета Южной Африки (UNISA) Игнатиус Гус – назвал презентацию «Communicating @ a Distance. For the sake of Effective Teaching and Learning» и обозначил в ней вызовы, стоящие перед образованием в XXI веке: многократно выросшие объемы знаний и их легкодоступность дают учащимся возможность получать информацию очень быстро. В этих условия важной задачей образования становится не столько передача контента, сколько обучение навыкам отбора достоверной информации и надежных источников, а от преподавателя требуется и самому постоянно учиться, чтобы эффективно сочетать теорию с новейшими практическими подходами и отказываться от устаревших, неэффективных методик.

Директор Центра дистанционного обучения МИРЭА Татьяна Козлова подчеркнула, что неверно говорить об особой форме обучения – онлайн-обучении: это лишь технология, позволяющая сделать разные формы учебного процесса более эффективными.

С этой точки зрения к обратной связи учащихся, преподавателей и администрации в любом формате обучения нужно применять одни и те же требования: взвешенность, объективность, понятность, содержательность, своевременность и т. п. Конкретные рекомендации докладчицы на первый взгляд были достаточно просты: важность обозначения четких сроков для ответов преподавателя на вопросы студентов, необходимость комментариев к оценкам и результатам тестов, проведение консультаций в формате форумов и вебинаров. Однако, подчеркнула Татьяна Козлова, такие простые шаги позволяют добиться важных результатов – лучше представлять своих студентов и сделать процесс обучения прозрачным для всех участников. «Кажется, что все сказанное очень просто, но эта простота не от отсутствия опыта, а от его избытка, – прокомментировал выступление протоиерей Геннадий Егоров. – «Наука побеждать» Суворова – это набор афоризмов, трактат Сунь-цзы «Искусство войны» – тоже набор афоризмов. Поэтому не нужно думать, что о серьезных вещах обязательно говорить сложно и непонятно».

Директор по развитию Центра онлайн-обучения «Неталогия-групп», один из создателей онлайн-школы «Фоксфорд» Алексей Половинкин рассказал о секретах коммуникации между учителями и школьниками на примере этого электронного сервиса. Важна роль персонального куратора, который ведет ученика в течение учебного года, контактирует с родителями учащегося, консультирует по предметам, контролирует успеваемость ребенка и поддерживает его мотивацию, помогает определиться с дальнейшей стратегией для поступления в вуз. Благодаря работе кураторов посещаемость онлайн-занятий увеличилась вдвое, а коэффициент удержания учащихся на курсах из года в год вырос на 45%.

Протоиерей Геннадий Егоров отметил, что сотрудники Института дистанционного образования ПСТГУ пришли к тем же выводам о стратегии действий преподавателя, и представил результаты исследования ИДО «Структура и характеристики коммуникации в дистанционном образовании» (проведенного совместно с завкафедры НТГО Татьяной Меланиной). «Наше образование полностью выстроено на коммуникации между преподавателями и учащимися», – подчеркнул о.Геннадий, демонстрируя данные опроса, посвященного взаимодействию между преподавателями и учащимися. Правила коммуникации были составлены преподавателями, затем учащимся ИДО предложили оценить их. Выяснилось, что более 80% опрошенных подтвердили: готовность преподавателя реагировать на любые их сообщения повышает эффективность обучения, и хотели бы получать обратную связь в течение суток. Комментарии к любым (даже отличным оценкам) важны более чем для трети учащихся. На вопрос, хотели бы они вместо пройденных курсов прослушать видео-лекции, снабженных тестами для проверки знаний и заданием для итогового эссе, больше половины учащихся отметили, что предпочли бы существующие курсы или курсы, дополненные видео. Лишь 17% учащихся по программе «Основы Православия» и 8% слушателей программы «Теология» выбрали бы аудио- и видео-лекции в качестве основного способа передачи знаний.

Презентация профессора ИФТИС МПГУ Марины Вайндорф-Сысоевой называлась «Методическая грамотность преподавателя вуза как профессиональная компетенция: особенности онлайн-коммуникации». Спикер тоже поделилась данными опросов преподавателей и учащихся. 

Самое сложное для первых при работе в виртуальной образовательной среде – организация работы со студентами, обратная связь и проверка работ, – подчеркнула Марина Вайндорф-Сысоева. Также она отметила, что среди трудностей, возникающих у педагогов при создании электронных курсов, на третьем месте – формулировка заданий. «Наши преподаватели не умеют этого делать, система такова, что их не учат этому, они привыкли к готовому задачнику», – пояснила докладчик. Из опросов студентов выяснилось, насколько велика роль привычки: большинство учащихся предпочли текстовые файлы другим форматам электронных лекций. На втором месте по популярности – интерактивная лекция, позволяющая сразу получить отметку. Среди трудностей по выполнению заданий учащиеся выделили большой объем заданий и отсутствие рекомендаций по их выполнению. Еще докладчица поделилась способом повысить активность слушателей – удачной находкой оказался журнал учета занятий, где каждый учащийся сам ставит себе оценку и отмечает, насколько хорошо освоил материал.

На общение докладчиков с аудиторией секции осталось 45 минут, и они прошли очень динамично. Слушателей интересовали самые разные вопросы, а один из взявших микрофон посетителей фактически подвел итог секции: «Я благодарен за постановку методологической проблемы – эффективности онлайн-образования. Вопрос стоит об эффективности образовательного процесса в целом, ведь онлайн – уже необходимый компонент этого процесса, вопрос лишь в доле использования онлайн-технологий. Измерение эффективности образования пока не общепринято, но чем более в нем онлайн-технологий, тем легче измерить эффективность, поэтому движение к введению стандартов измерения этой характеристики, видимо, должно начаться именно внутри онлайн-образования. И, поскольку образование вообще есть род общественной коммуникации, на данной секции фактически зарождается образовательная коммуникативистика».

«Мы хотели посмотреть на онлайн-коммуникацию со стороны педагогики и своей цели достигли, – резюмировала работу секции Марина Вайндорф-Сысоева. – Все, что мы делаем, – ради того, чтобы те, кого мы обучаем, получали от учебы удовольствие, и чтобы это удовольствие было продуктивным».


Последнее изменение: четверг, 19 марта 2020, 13:49