Завершился сезон межкампусных семинаров ВШЭ и ПСТГУ «Духовно-ценностные аспекты помогающих практик»

12.06.2025
30 мая завершился первый сезон межкампусного семинара НИУ ВШЭ, организованного представителями кампусов Нижнего Новгорода и Москвы, совместно с Институтом дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).
Семинар включал в себя цикл из семи встреч, проходивших с сентября 2024 года по май 2025 года и посвященных исследованию ценностных и духовных аспектов помогающих практик с позиции христианской антропологии. На встречах рассматривались практики коучинга, психотерапии, тьюторства в контексте когнитивно-поведенческого подхода. Первой встречей стал круглый стол на тему «Когнитивно-поведенческая психотерапия и коучинг сквозь призму Православного учения о человеке», состоявшийся 30 октября 2025 года.
Участники семинара: протоиерей Геннадий Егоров (ПСТГУ, директор Института дистанционного образования, доцент кафедры Новых технологий в гуманитарном образовании, кандидат психологических наук) – эксперт и спикер семинара, Юлия Платонова (НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, доцент кафедры венчурного менеджмента и выпускница программы «Коучинг в организации», ПСТГУ – доцент кафедры Новых технологий в гуманитарном образовании, кандидат философских наук) – инициатор и организатор семинара; Наталья Антонова (НИУ ВШЭ – Москва, доцент департамента психологии, руководитель программы «Коучинг в организации», кандидат психологических наук), Евгения Федулова (НИУ ВШЭ – Москва, аспирант АШ Психология), Дмитрий Смирнов (Свято-Димитриевская школа, заместитель директора и руководитель тьюторской службы), Надежда Шалоткина (завкафедрой Новых технологий в гуманитарном образовании Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат культурологии), а также коллеги из НИУ ВШЭ и ПСТГУ.
В ходе работы семинара обсуждались вопросы:
- Психология как наука о душе. Предлагает ли психология инструменты для «лечения» души?
- Может ли психотерапия и коучинг быть опасны для души?
- Проблема психологической и духовной безопасности помогающих практик: могут ли практики навредить?
- Когнитивная модель сквозь призму христианской (православной) антропологии: как и почему возникают когнитивные искажения?
- Как может человек управлять своими мыслями, останавливать их, изменять?
- Всегда ли эмоции порождаются мыслями?
- Чем предопределяется поведение человека?
- Деятельность и бездеятельность: человек как существо действующее
- Убеждения о себе, о других и о мире в целом: как и когда они формируются?
- Чем отличаются друг от друга смирение и самоуничижение от глубинного убеждения о собственной никчемности (частая причина депрессий)?
- Нужно ли стремиться к преобладанию в жизни позитивных эмоций?
- Позиции: психотерапевтическая, коучинговая, духовного наставника: в чем принципиальное отличие?
- Как ценности помогающего специалиста влияют на его практику?
- Может ли психотерапевт/коуч проявлять свои ценности в работе с клиентом?
- Что делать, если ценности клиента и психотерапевта/коуча не совпадают?
- Как ценности определяют выбор человека?
После первого сезона встреч у участников наметилось больше вопросов, чем ответов. Однако очевидно, что помогающему практику важно осознавать границы своей деятельности, так как некоторые практики могут быть небезопасны для клиента с духовной точки зрения.
В следующем году решено продолжить проведение семинара и расширить состав участников. Тема второго сезона: «Самоопределение человека в изменяющемся мире» (с позиции христианской антропологии). Особое внимание предполагается уделить возрастной психологии, подростковому возрасту, так как именно в этом возрасте происходит активное самоопределение.