Как В.Н.Лосский осмыслял понятие «личность»: опубликована монография преподавателя ИДО Ивана Улитчева
11.02.2021
В издательстве ПСТГУ вышла монография преподавателя дистанционной богословской магистратуры, кандидата богословия Ивана Ивановича Улитчева «Учение о личности в богословском персонализме В. Н. Лосского: истоки и специфика». В монографии рассматривается влияние на богословское учение Лосского семантики новоевропейского понятия «личность», воспринятого русской религиозной мыслью XIX-XX веков. В исследовании показано, что учение Лосского о личности является самобытным синтезом святоотеческого богословия и философских учений эпохи модерна, попыткой применить персоналистическую методологию, выработанную в традиции русской религиозной мысли, для изложения вероучения Православной Церкви.
Иван Улитчев - заведующий кафедрой систематического богословия Донской духовной семинарии и доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании ПСТГУ. Он разработал дистанционный курс «Догматическое богословие» для программы ИДО «Теология» и курс «Актуальные проблемы православного богословия» для магистратуры «Православное богословие и философия в современном дискурсе», в которой сам преподает данную дисциплину.
Богословскому персонализму В. Н. Лосского Иван Улитчев посвятил кандидатскую диссертацию и теперь рассказал подробнее о том, почему эта тема оказалась в центре его научной деятельности:
Почему Вам показалось важным сосредоточиться на богословском персонализме В.Н.Лосского?
«Тема богословского персонализма обсуждаема в богословии XX века, и не только в православном - персонализм оказал влияние и на католическое, и на протестантское богословие. Но моя стартовая точка интереса была скорее практической: я долго преподаю догматическое богословие, и не секрет, что современные учебники по догматическому богословию написаны под большим влиянием персонализма, а конкретно - под влиянием В. Н. Лосского.
В определенный момент я встретился с критическими отзывами, в которых подвергалась сомнению сама возможность использования персоналистического метода для изложения православных вероучительных истин, постулатов. Даже выдвигались обвинения в неправославии, в ереси в отношении персоналистов, в том числе и авторов учебников.
Мне захотелось в этом разобраться, а поскольку тема достаточно обширная, я решил сосредоточиться на фигуре, наверное, самого известного русского персоналиста - Владимира Николаевича Лосского, работы которого печатались в нашей страние еще в советское время (в журнале «Богословские труды»), а с начала перестройки издавались огромными тиражами. Неудивительно, что многие находились под влиянием Лосского. Это касается не только русских авторов, на греческое богословие XX века - Иоанн (Зизиулас), Христос Яннарас, - Лосский тоже оказал определенное влияние. Мне захотелось для себя прояснить ситуацию и, надеюсь, другим это тоже будет полезно.
В центре внимания монографии - само понятие «личность». В истории философии есть такое направление «история понятий». Это может показаться суховатым, но, на мой взгляд, прежде чем содержательно рассматривать какую-нибудь концепцию, очень важно разобраться с понятийным аппаратом, который в этой концепции используется. Старый добрый схоластический подход. Но моя монография, надеюсь, не чистая схоластика, там есть вещи, которые будут интересны для человека, желающего больше узнать об истории христианской и русской религиозной мысли.
Как я стараюсь показать в своей монографии, учение о личности и понятие «личность», которое использует Владимир Лосский, сформировались именно в русле русской богословской традиции. Конечно, оригинальной ее можно назвать только относительно - там было сильным влияние немецкой классической философии, немецкого романтизма, святоотеческой мысли. Но, тем не менее, это достаточно оригинальный извод религиозной мысли, и Владимир Лосский, хотя он писал за рубежом и на французском языке, был ярким представителем русского богословия».
Почему богословскому персонализму до сих пор уделяется так много внимания?
«Действительно, лет 10-15 назад персонализм в России был самым влиятельным богословским течением. Сейчас на гребне волны другие течения, например, теоэстетика и теопоэтика, но персонализм продолжает сохранять свое влияние.
Думаю, что интерес к персонализму связан в первую очередь с интересом к самой человеческой личности. Есть распространенное представление, что с начала Нового времени в европейской мысли, в том числе богословской, происходит антропологический (или антропоцентрический) поворот, - человек попадает в фокус внимания, становится главным объектом мышления. Особенно это заметно в XX веке: понятие «личность» выходит на первый план в самых разных учениях, а богословие неизбежно реагирует на вызовы эпохи.
Так было и в античные времена: богословы богословствовали на языке тех учений, которые формировали культурное и ментальное поле, - учение Платона, Аристотеля, стоиков, неоплатоников. Богословская мысль ориентировалась на понятия, выработанные в философском поле эпохи, на язык эпохи... Естественно, что богословы XX века не могли не рассуждать о личности - как и сейчас не могут.
Как сказал один катехизатор, единственная точка, с которой можно начинать рассказ светским людям о христианстве, - это личность. Поэтому думаю, что персонализм всегда будет актуален, несмотря на то, что как философское течение он уже является достоянием истории. Но для христианства тема личности человека, личности Бога, их взаимоотношений - это вызов, на который нужно как-то реагировать, даже если нам не нравится само понятие.
Некоторые современные мыслители считают, что сам термин «личность» для православного богословия чужероден, но и в этом случае приходится как-то выстраивать свое отношение к этой теме. Если не личность - тогда что? Все равно нужно вырабатывать какой-то язык богословия. С одной стороны, святоотеческое учение, которое опирается на Божественное Откровение, актуально для всех эпох. С другой стороны, богословы, катехизаторы, миссионеры, проповедники ищут тот язык, который будет понятен современному человеку. Между этими двумя точками напряжения мы и живем. Как говорил еще в III веке священномученик Ириней Лионский, «Говоря новое, не скажи ничего нового». Такой вот парадокс, но христианство вообще парадоксально».
Подробнее о монографии - на сайте издательства ПСТГУ.
Читайте также
«Дискуссии по богословским вопросам свидетельствуют об интересе к богословию»
Интервью со старшим преподавателем кафедры новых технологий в гуманитарном образовании, кандидатом богословия Иваном Ивановичем Улитчевым. Читать далее »Персонализм в трудах В.Н.Лосского обсудили на семинаре ИДО
Кандидат богословия Иван Улитчев рассказал об эволюции смыслового поля понятия личности в русском богословии и влиянии религиозной философии на «богословский персонализм» В.Н. Лосского. Читать далее »Дистанционная магистратура по теологии ИДО ПСТГУ
Магистратура по теологии "Православное богословие и философия в современном дискурсе": обучение полностью дистанционное, диплом государственного образца. Читать далее »