О темах магистерских работ, сроках проверки заданий и поддержке творчества учащихся: ответы директора ИДО на вопросы прямой линии
08.06.2018
22 мая 2018 года на канале ИДО в YouTube состоялась очередная прямая линия директора института протоиерея Геннадия Егорова с учащимися. Мы выбрали наиболее интересные вопросы и публикуем ответы на них.
Как Вы относитесь к обучению на программе переподготовки «Теология» с намерением принятия священнического сана?
– В данном случае важнее, как относится к этому Ваш правящий архиерей. Формально для получения священнического сана требуется семинарское образование или приравненное к нему. Наши программы не приравнены к программе семинарий, они ориентированы не на подготовку священников, а на мирян. Тем не менее, каждый год наших выпускников рукополагают, потому что архиереи знают, что мы даем достаточно хорошую подготовку. Но обещать, что после нашей программы вас рукоположат, мы не можем.
Существуют сроки, в рамках которых учащимся дистанционной программы нужно подготовить и опубликовать ответ. А существуют ли для преподавателей подобные сроки проверки ответов студентов (если ответы были опубликованы вовремя)?
– Да, существуют: наш внутренний стандарт предписывает проверить ответ студента в течение суток. Конечно, у преподавателей, параллельно занимающих еще какие-то еще должности или являющихся служащими священниками, могут возникнуть сложные ситуации: иногда слишком устаешь и не хватает сил в течение дня проверить ответы. Преподавателю ведь сложнее спланировать время, чем учащимся: порой он получает все ответы одновременно. Но мы стараемся в течение одного или, в крайнем случае, двух дней все проверять. Если этот принцип нарушается, учащиеся вправе пожаловаться, и мы восстанавливаем порядок.
Возможна ли какая-то поддержка и помощь для учащихся и выпускников, если вдруг кто-то проявляется творчески (статьи, книги и т.п.)?
– В университете есть журнал «Вестник ПСТГУ», он выходит в нескольких сериях – богословие, история, педагогика, филология, христианское искусство. Все серии входят в список ВАК. Если статьи учащихся и выпускников ИДО удовлетворяют требованиям того или иного выпуска журнала, можно там публиковаться. Также при ПСТГУ существует издательство, а у нашего Института там есть определенная квота на публикации. Но, чтобы что-то там издать, мы должны подтвердить, что издание будет кому-то нужно: либо это материалы, учебники, которые потребуются учащимся тех или иных программ, либо это книга, на которую будет определенный спрос. Издательство не может работать в убыток, если издает литературу не для учебного процесса.
Каков должен быть алгоритм действий учащегося и администрации ИДО в том случае, если учащийся в какой-то период времени не может учиться?
– Как только этот факт открывается, учащийся должен связаться с администратором и сообщить о своей ситуации, после чего они вместе ищут решение. Общего алгоритма нет, ведь ситуации бывают разные – короткий перерыв можно нагнать в конце семестра, а если перерыв длительный, можно прервать обучение и позже возобновить его. Надо учитывать и то, что мы работаем внутри большого университета, это отчасти бюрократическая структура: бухгалтерия, юристы, отдел кадров, а над нами – прокуратура, налоговая инспекция и все наше законодательство. Если нас просят, например, в середине семестра перевести назад оплату за этот семестр, то это большая проблема. Поэтому возможные перерывы в учебе лучше продумывать заранее.
Какие формы контроля преобладают в магистерской программе? На программе профпереподготовки «Теология» было много письменных работ, не заменены ли они в магистратуре тестированиями?
– Не заменены, даже наоборот: в магистратуре уже практически нет тестирований, потому что большая часть заданий предполагает открытые задания и творчество, а тестирование – слишком формальный инструмент оценки. В силу того, что финал магистратуры – написание квалификационной работы, на этой программе гораздо больше текстов, эссе и подобных заданий.
Доступ к последним научным материалам стал платным, что сделало ИДО для облегчения доступа и экономии средств студентов?
– К сожалению, мы ничего не сделали, потому что студентов в нашей магистратуре достаточно мало и заключать специальные договора с электронными библиотеками специализированных научных ресурсов невыгодно и нецелесообразно. Тем более там появляется не так уж много новых материалов в области богословия – проще найти их в открытом доступе.
Все, что мы можем сделать для экономии средств студентов – предложить им возможность поступить на учебу за счет бюджета. Как я уже говорил на прошлой прямой линии, на 2018 учебный год для абитуриентов в магистратуре выделили 10 бюджетных мест. На 2019 учебный год нам тоже выделили бюджетные места для магистратуры.
Планируются ли дистанционные магистратуры по другим направлениям?
– Нет, пока не планируются. Нам не очень интересны магистерские программы, не связанные с богословием. Правда, мы хотели сделать магистратуру по церковной истории, но пока не нашлось достаточно преподавателей, которым это было бы интересно, так что мы отложили этот план до лучших времен. Другие факультеты ПСТГУ внедрять у себя дистанционное образование пока не планируют.
Что должна представлять из себя магистерская диссертация, какие темы выбирают учащиеся или хотя бы в каком направлении?
– Магистратура ИДО сосредоточена вокруг богословской и философской антропологии. Поэтому темы исторические, например, полемика со старообрядцами или история гонений в той или иной епархии, – не наш профиль. Мы рассматриваем темы, связанные с человеком: либо чисто богословские – разные аспекты святоотеческого учения о человеке, либо лежащие на стыке со светскими науками. В частности, нас очень интересуют вопросы в области биоэтики, искусственного интеллекта и т.п. Поскольку к нам приходят люди взрослые, мы не предлагаем им готовые темы, а просим сориентироваться, какая тема будет интересна им самим, и ищем научного руководителя, который смог бы такую тему вести. За счет этого мы, по крайней мере, уверены, что тема будет учащемуся близка. В феврале будущего года в нашей магистратуре состоится первый выпуск и защита магистерских работ – посмотрим, насколько удачной была эта идея.