08.02.2025

9 февраля празднуется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (праздник переходящий, он приходится на 7 февраля, но празднуется в ближайший к этой дате воскресный день). Поминовение тех, кто пострадал во время гонений на верующих, установлено Поместным Собором 1917-1918 годов. Для нашего университета этот праздник особенно важен: ведь в Московском Епархиальном доме проходили заседания Поместного Собора, его стены помнят новомучеников, а сотрудники ПСТГУ занимаются изучение церковной истории XX века, помогая тем самым восстановить и сохранить память о новомучениках и исповедниках.

Какое место занимают новомученики в нашей жизни? Кажется, что многие верующие знают и почитают прославленных святых древности, но те, кто гораздо ближе нам хронологически, кто жил совсем рядом чуть больше века назад, остаются неизвестными, если специально не заниматься изучением их судьбы и наследия. Чтобы понять, так ли это, мы попросили преподавателей и сотрудников Института дистанционного образования рассказать о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, чьи истории стали для них особенно важными и близкими, и теперь делимся с вами рассказами наших коллег.

Дополняя некоторые рассказы, мы приводим краткие жития новомучеников, составленные доктором исторических наук, профессором ПСТГУ, преподавателем магистратуры «Церковная история советского периода» Андреем Александровичем Кострюковым. А иллюстрируют публикацию миниатюры, посвященные церковной истории XX века, которые написаны монахиней Афанасией (Ивановой), преподавателем курса «Богословие иконы» на программе «Теология: человек в Церкви».


 Священник Вадим Смольянов, преподаватель курса «Таинства Православной Церкви»

«В Воронеже особо почитаем священномученика Петра (Зверева) архиепископа Воронежского. Он почитается здесь вместе со своими предшественниками в святительском служении святыми Митрофаном Воронежским и Тихоном Задонским. Помимо святительского служения архиепископ Воронежский Петр (Зверев) понес крест исповедничества и крест мученичества. Свой подвиг мученичества архиепископ Петер завершил в Соловецком лагере на острове Анзер на горе Голгофа.

Священномученик Петр (Зверев) имеет связь со Свято-Тихоновским университетом. Он был ближайший сподвижник святителя Тихона патриарха Московского, а также служил с 1903 по 1907 годы в Князь-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме (сейчас главный корпус ПСТГУ)».

Монахиня Афанасия (Иванова), преподаватель иконоведения

«Хотелось бы поделится рассказом о том, почему мне близок священномученик Петр (Зверев).

О священномученике Петре я узнала лет двадцать назад, когда мои знакомые иконописцы из Воронежского монастыря, где когда-то нередко совершал службы свт. Петр, писали его икону. Тогда это были первые опыты разработки его иконографии. Вскоре монастырь издал краткое, но хорошо иллюстрированное житие священномученика, где на обложке поместили икону, написанную моими знакомыми. Помню, прочтение этой книги сильно впечатлило меня, особенно запомнились слова, что даже охранники ГУЛАГа невольно вели себя почтительно рядом с владыкой Петром, чувствуя духовное величие этого заключенного. 

А лет через пять после этих событий мне сообщили, что мощи священномученика Петра переносятся с Соловков в Воронеж. Как-то сразу нашлись машина и желающие поехать на встречу мощей, которая состоялась именно в том монастыре, где когда-то писали иконы святителя мои знакомые. Был теплый августовский день, ярко светило солнце и казалось, сама природа радостно торжествует вместе с множеством собравшихся верующих...» 

Столп света над могилой. Священномученик Петр (Зверев) († 7 февраля 1929)

Священномученик Петр (в миру Василий Константинович Зверев) родился в 1878 г. в Москве в семье священника, окончил Казанскую духовную академию. В годы учебы Василий сблизился с ее ректором – епископом Антонием (Храповицким), который постриг юношу в монашество с именем Петр в честь святителя Петра Московского. В 1900 г. монах Петр был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В 1902 г. после защиты кандидатской диссертации отец Петр стал московским епархиальным миссионером. Затем было служение в Новогородской семинарии и в Белевском Преображенском монастыре Тульской епархии. Монастырь находился недалеко от Оптиной пустыни, и отец Петр находился в постоянном общении со старцами этой обители. Другим любимым местом святого было Дивеево, пастырь очень почитал местную подвижницу – блаженную Параскеву. 

В 1916 г. архимандрит Петр был проповедником на фронте, после революции служил в Твери. Здесь святой был впервые арестован в качестве заложника. 

В 1919 г. отец Петр был рукоположен во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Архипастырь поселился в Печерском монастыре, где установил уставное богослужение. Служить владыка очень любил. В воскресные дни всенощное бдение длилось шесть часов, в двунадесятые праздники – семь часов. Несмотря на это храм был всегда полон. Певчим трудно было выдерживать такие богослужения, и епископ привлек к участию в службах народ. Панихиды архипастырь всегда служил без сокращений, с семнадцатой кафизмой. «Кто отслужит по мне такую панихиду?», – говорил святой. 

Местные жители любили своего иерарха. Когда в мае 1921 г. он был арестован, рабочие объявили забастовку. Коммунисты, обманув народ обещанием отпустить епископа, отправили его в Москву. Святой находился в Бутырской и Таганской тюрьмах, свободу получил в январе 1922 г. 

В том же году священномученик был поставлен епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Вскоре Церковь потряс обновленческий раскол. Епископ Петр действовал жестко – он запретил отпавших священников и предал этот факт широкой огласке. Также святитель обратился с воззванием в поддержку Церкви. Деятельность святого стала основанием для нового ареста. В ноябре 1922 г. священномученик был сослан в Среднюю Азию. В Москву он вернулся в конце 1924 года. 

С 1925 г. епископ Петр занимал Воронежскую кафедру, в 1926 г. был возведен в сан архиепископа митрополитом Сергием (Страгородским). Многие храмы в Воронежской епархии были захвачены обновленцами. Главным средством борьбы с ними стало ревностное служение и нелицемерная любовь к пастве. В результате деятельности владыки Петра число раскольников стало сокращаться. Чин принятия духовенства из обновленчества совершался торжественно. Владыка стоял на кафедре, а кающиеся священники с амвона приносили архиерею и всему народу покаяние. Храмы, где служили обновленцы, заново освящались. 

Несколько раз архиепископ Петр получал письма с угрозами, были случаи, когда в него с крыши бросали камнями. Рабочие даже учредили охрану архиерея. Начались вызовы на допросы в ОГПУ. Святой держался спокойно, многие в этом учреждении невольно обнажали голову при его появлении. В марте 1927 г. архиепископ был приговорен к 10 годам лагерей и отправлен на Соловки. 

Лагерное руководство, желая пресечь влияние святого на заключенных, в 1928 г. перевело его на остров Анзер. В том же году началась эпидемия тифа, из тысячи заключенных, находившихся на острове, за зиму умерло 500 человек. 

В январе 1929 г. заболел и архиепископ Петр. Понимая, что умирает, он написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». Лежавший в одной палате с владыкой ветеринарный врач рассказывал, что 7 февраля увидел святую Варвару и сонм святых дев. Подойдя к архиепископу, они причастили его Святых Таин. В тот же день священномученик Петр отошел ко Господу. 

Святого удалось похоронить в отдельной могиле. Один из священников, совершавших погребение, сообщил впоследствии, что над могилой был виден столп света, в котором явился владыка Петр, благословивший всех. 

Мощи священномученика были обретены в 1999 г. Часть из них находится на Соловках, часть была перенесена в Воронеж.


Священник Сергий Львов, преподаватель курса «Таинства Православной Церкви»

«В 2008 году я был назначен настоятелем храма свт. Николая Чудотворца в селе Царево. По благословению правящего архиерея митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в то время митрополит Ювеналий исполнял обязанности председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, в Московской Епархии шла активная работа по сбору сведений о новомучениках и исповедниках. Приходом был изучен материал о священномученике Сергии Кроткове, который был жителем села Царево и настоятелем храма с 1922 по 1930 годы. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. По благословению митрополита Ювеналия была написана его икона и ежегодно в день памяти святого, 1 июля, в храме стала совершаться праздничная служба. Священномученик Сергий Кротков был включен в состав новомучеников и исповедников Ивантеевского благочиния. Более подробно на сайте нашего прихода 

«Вся моя «контрреволюция» заключалась в церковной службе». Священномученик Сергий Кротков († 1 июля 1938)

Священномученик Сергей родился в 1876 г. в Зарайском уезде Рязанской губернии в семье священника Михаила Кроткова. В три года Сергей осиротел, жил у родственников, как сирота был отдан в Рязанскую семинарию за казенный счет. 

По окончании семинарии Сергей Михайлович вступил в брак с дочерью священника Марией Палладиевной Орловой и в 1903 г. Сергей Михайлович был рукоположен во священника ко храму в г. Луховицы, где служил его тесть. 

Во время Первой мировой войны отец Сергий был полковым священником в 139-й Моршанском полку, всю войну находился на передовой, был награжден орденом святой Анны 3-й степени, Георгиевским крестом и возведен в сан протоиерея. 

После большевистского переворота институт военного духовенства был ликвидирован. Хотя епископ Кременецкий Дионисий (будущий глава Польской Церкви) предлагал ревностному пастырю остаться в Европе, отец Сергий предпочел вернуться на родину. В 1922 г. пастырь стал настоятелем Никольской церкви в селе Царево Пушкинского района, где прослужил до 1930 года. Прихожане любили о. Сергия за благочестие и серьезное отношение к богослужению. Ко всем, и верующим и неверующим, отец Сергий относился ровно, с христианской любовью и приветливостью. По мере своих возможностей он старался помочь всем нуждающимся, иногда отдавая свои последние деньги. 

В 1930 г. отец Сергий был назначен в Покровский храм в селе Покровском Московской епархии (ныне в черте Москвы). Здесь будущий священномученик прослужил более семи лет. Одна из женщин вспоминала: «Мы знали о материальных трудностях батюшки и старались ему помочь, предлагали деньги, но батюшка говорил, что ему ничего не нужно, а деньги просил опустить в кружку, висящую на стене. На исповеди хотелось все рассказать отцу Сергию, хотя он никогда не настаивал, чтобы мы были откровенны. Совершая требы, он никогда не просил денег, и если видел, что человеку трудно заплатить, совершал требы бесплатно. Так мы и остались ему должны за крестины, венчания и отпевания». 

В конце 1937 г. власти приняли решение закрыть храм, однако собрать необходимое количество подписей за закрытие не удалось. К делу подключились спецслужбы. В феврале 1938 г. отца Сергия вызвали в НКВД, где предупредили о закрытии храма и намекнули на его собственный арест. В таких случаях людей иногда спасал переезд в другой регион, но отец Сергий не оставил служения в храме: 

- Я окажусь дезертиром, предавшим Бога и паству, - сказал он своим близким. 

2 марта 1938 г., после литургии отец Сергий был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. Первое обвинение касалось выступлений святого против красных в 1917 году. Протоиерей Сергий ответил, что когда его полк выдвинули в Петроград против восставших, он поддерживал генералов, однако солдаты «обольшевизировались» и полк был расформирован. 

В ответ на обвинения в контрреволюционной деятельности священномученик Сергий сказал: 

- Вся моя «контрреволюция» заключалась в церковной службе. В религиозной вере я воспитан с малых лет, вера вошла в мою плоть и кровь, и поэтому я - противник партии и правительства и тех мероприятий, которые они проводят. Открыто контрреволюции среди населения я не вел, но недовольство советской властью я высказывал. Говорил о тяжелой жизни, о налогах, которые на меня и на других налагают. Другой политики я не касался. 

1 июля 1938 г. протоиерей Сергий Кротков был расстрелян по приговору тройки НКВД и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.


Ирина Витальевна Праслова, преподаватель истории Русской Православной Церкви

«Я живу в Воронеже и, помимо преподавательской деятельности в ПСТГУ, работаю методистом в Спасском храме, а также являюсь его прихожанкой. Спасский храм расположен в историческом центре Воронежа. Это один из древнейших храмов города. Он пережил не одну смену эпох, революцию, ВОВ. Гонения на Церковь его так же коснулись, в 30-х годах прошлого века храм был закрыт, но в начале 90-х его вернули Воронежской митрополии. Настоятель нашего храма очень бережно относится к истории святыни, старается собрать и сохранить информацию о храме и людях, которые с ним были связаны.

С 1929 по 1935 годы Воронежскую кафедру возглавлял священномученик Захария (Лобов). Архипастырю выпала доля управлять епархией в нелегкий для Церкви период, это и противостояние советской власти, и обновленческий раскол. Ему пришлось понести тяжелый крест, два раза он был в ссылке в Соловецком лагере. В 1935 году архиепископ был второй раз арестован, отправлен на Соловки, а в 1937 году расстрелян.

В период своего архипастырского служения Владыка некоторое время жил в нашем Спасском храме. Об этом свидетельствуют архивные документы, письма к архипастырю, адресатом в которых, указан Спасский храм. У нас собрана экспозиция с фотографиями истории храма, в которой есть чудом сохранившиеся снимки священномученика Захария (Лобова) в период его архипастырского служения и во время первой лагерной ссылки на Соловки. Архиепископ запечатлен там с другими узниками, священнослужителями, среди которых архиепископ Илларион (Троицкий), митрополит Евгений (Зернов), архиепископ Митрофан (Гринев). Эти священнослужители стали безвинноубиенными жертвами советского террора. Некоторые из них прославлены в лике священномучеников.

Сщмч. Захария (Лобов) особо почитается на Воронежской земле. У нас помнят и чтят и других архипастырей, священнослужителей и мирян, пострадавших за веру в годы гонений на Церковь. Их жизнь назидательна для потомков. Архивные документы, в которых содержатся сведения о пострадавших в советский период новомучениках и исповедниках, представляют большой интерес для исследователей церковной истории». 


Вскрытие раки с мощами свт. Тихона Задонского в 1919 г.; Выселение монахов из Задонского монастыря в 1920 г.; Проповеди и послания св. патр. Тихона; Гонения на Церковь (Миниатюры мон. Афанасии (Ивановой))



Александр Адольфович Попов, преподаватель догматического богословия

«Для меня новомученики являются примером следования за Христом, несения своего креста. В журнале "Фома" из месяца в месяц, из года в год публикуются материалы о ком-то из них. Краткая биография, нередко не выделяющаяся какими-то особыми событиями – а потом наступает время подвига... Хочется надеяться, что в случае необходимости получится с Божией помощью так же не отступить от правды, сохранить верность Богу. И об этом надо просить их – близких к нам по времени и месту своей земной жизни, подающих нам свою помощь. К сожалению, мы – современный церковный народ – не очень хорошо знаем святых новомучеников, недостаточно чтим их подвиг. Надеюсь, что удастся как-то исправить это хотя бы на уровне себя, своей семьи. Так, мы назвали своих детей в честь священномученика Иоанна Царскосельского (сын родился в нескольких километрах от места его подвига и пребывания мощей), святой страстотерпицы великой княжны Анастасии, священномученика Кирилла Казанского, святого праведного Алексея Московского Мечёва (хоть и не мученик, но близок к ним и к нам). Их молитвами да помилует нас Господь!»

«Перевешаем этих попов!» Священномученик Иоанн Кочуров, Царскосельский († 13 ноября 1917)

Будущий пастырь родился в 1871 г. в Рязанской губернии в семье сельского священника, окончил Рязанскую семинарию и Санкт-Петербургскую академию. 

В 1895 г. будущий священномученик был рукоположен во иерея и назначен в Чикаго. Здесь отец Иоанн развернул активную деятельность, вел проповедь среди униатов, в 1903 г. построил в городе новый православный храм. В 1907 г. протоиерей Иоанн Кочуров вернулся в Россию, служил в Нарве, в ноябре 1916 г. был переведен в Екатерининский собор в Царском Селе. 

30 октября 1917 г. возле Царского Села развернулись боевые действия между красногвардейцами и казаками. Городское духовенство организовало молебен о прекращении междоусобной брани. 

31 октября большевики вошли в Царское Село. Отец Иоанн Кочуров был обвинен в том, что молился за победу казаков. Пастыря избили и расстреляли возле городского аэродрома на глазах сына-гимназиста. 

О всеобщем безумии, царившем в те дни, писал священник из Нарвы Иоанн Юхновский: «И вот новый переворот и расстрел в Царском Селе протоиерея Иоанна Кочурова. Солдаты всего гарнизона совсем обезумели, озверели. На улицах оскорбления священников и угрозы вслух: "погодите, мы и здесь перевешаем этих попов"». 

Мощи святого Иоанна Кочурова ныне находятся в Екатерининском соборе Царского Села.

 

Ольга Владимировна Герасимова, администратор дистанционных программ ИДО

«Мне довелось побывать на прославлении священномученика Григория Никольского. Этот священник служил в Черноморской Марие-Магдалинской женской пустыни на Кубани и был убит в 1918 году солдатами революционного отряда. Подробнее о нем можно прочесть на сайте монастыря.

На факультете дополнительного образования я курировала группу заочников, среди которых была настоятельница женского Марии-Магдалининского монастыря в станице Роговской Тимашевского района Краснодарского края, игумения Тавифа (Зоро). Когда на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 4 апреля 2019 года имя священномученика Григория было включено в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской с установлением особого дня памяти 10 июля, матушка Тавифа пригласила нас с деканом факультета Нэлей Леонидовной Ивановой на прославление священномученика Григория Никольского. Прославление отца Григория возглавил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор во время Литургии. Это был удивительный опыт для нас, опыт живого общения со святым. После богослужения мы получили в подарок икону священномученика Григория Никольского, а также побывали на месте его мученической кончины на подворье монастыря в хуторе Димитрово» 


Диакон Никита Гимранов, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета

«Я часто бывал в Сретенском монастыре и, когда там установили раку с мощами священномученика Илариона (Троицкого), изучал его житие и труды. С тех пор часто прошу его помощи в делах, связанных с вопросами вероучительными, богословскими, будь то написание какого-то текста, участие в обсуждении, подготовка к семинару»


Юлия Игоревна Широкова, администратор дистанционных программ ИДО

«Для меня важной является память новомученицы Анны Боровской (Боровских) 11 января. В этот день 11 января 2019 года родилась моя крестница, которую в честь новомученицы назвали Анной. Немного информации о ней здесь. Примечательно, что в роду крестницы есть священник, который тоже прославлен в общем сонме новомучеников. Имя его, к сожалению, сейчас не вспомню, а фамилия вроде бы Воскресенский».


Верующие в лагерях особого назначения. Миниатюры мон. Афанасии (Ивановой)


Юлия Викторовна Соболева, преподаватель иконоведения

«Моему сердцу особенно близок священноисповедник Афанасий (Сахаров). Знакомство со святым у меня зачастую начинается с его изображения, портрета (не случайно, наверное, я полюбила искусство и стала его изучать, став искусствоведом). Облик святителя Афанасия на его фотографии, уже в преклонном возрасте, как-то сразу отозвался в моей душе. В нем отражаются и опыт перенесенных страданий за Христа, и глубина ума, и простота, и доброта, и ласка, умиление и любовь. Несколько раз вместе с супругом я бывала у мощей святителя Афанасия в Богородице-Рождественском монастыре во Владимире, посещала домик в Петушках, где святой закончил свою земную жизнь (сейчас в нем открыт музей).

Читая о Владыке, замечаешь, какое у него было чуткое сердце. Запомнилось, что, оставшись без отца во младенчестве и воспитанный матерью, для которой он был единственным сыном, святитель Афанасий потом написал: «Если для меня мама была все, то ведь и для мамы я был всем». Для меня очень значимым является то, как святитель Афанасий любил богослужение и как выделял веру. «Самое главное – это вера. Без веры никакие самые лучшие дела не спасительны, потому что вера – фундамент всего». «Я человек старого уклада и стою на службе веры». «Какое великое утешение – вера наша! Мы в бедах не унываем, и в скорбях благодушествуем». «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».

Как историк церковного искусства, я не могу не отметить, что именно святитель Афанасий благословил иконописца Марию Николаевну Соколову (впоследствии монахиню Иулианию) на написание для него келейной иконы Всех святых, в земле Русской просиявших. Владыка сам делал эскизы для этой иконы, иконография подробно обсуждалась с ним. Для создания образа совместно собирались всевозможные материалы о русских святых, а святитель Афанасий параллельно составлял службу Всем русским святым, много молился. Такой пример глубокой духовной и исследовательской работы при создании образов святых». 


Анна Владимировна Макарова, преподаватель истории Русской Православной Церкви

«Одним из первых храмов, куда я начала ходить на службы, был храм Живоначальной Троицы в Борисове – когда-то на этом месте было подмосковное село, где родилась моя мама, и храм сохранился с того времени. С этим храмом связано и имя мученика Алексия Зверева: будучи выходцем из семьи старообрядцев, он перешел в православную Церковь и был активным миссионером, при Троицком храме он открыл миссионерские курсы.

Позже я узнала, что Алексей Зверев был делегатом Поместного Собора 1917-1918 годов от мирян и во время поездки с комиссией собора в Пермь был убит красноармейцами. Его имя среди других участников собора есть на памятной доске в галерее Соборной палаты, а в Троицком храме есть его икона. Мученик Алексий Зверев запомнился мне и как житель села, где жили и мои предки (они были старообрядцами и, вполне возможно, знали его семью), и как мирянин, занимавшийся церковным просвещением и ставший участником Поместного Собора.

Моя работа в ПСТГУ связана с богословским образованием для мирян, а тема кандидатского исследования затрагивает вопросы о составе участников Собора, о том, как было принято решение пригласить на него мирян и как осмыслялось в начале XX века место мирян в Церкви, поэтому история мученика Алексея Зверева оказалась близкой мне по множеству причин. Когда в рамках курса церковной истории мы с учащимися рассматриваем старообрядческий раскол и составляем хронику, куда включаем события и персонажей, так или иначе связанных с историей старообрядчества, или тех, кто пытался уврачевать последствия раскола, – я всегда добавляю в это задание рассказ о мученике Алексии Звереве».

Смерть за честное расследование. Мученик Алексий Зверев († 27 августа 1918)

Алексей Данилович Зверев родился в 1871 г. в селе Борисове (ныне в черте Москвы) в старообрядческой крестьянской семье. Молиться родители ходили в село Курьяново, где находился белокриницкий молитвенный дом. Алексей окончил начальное училище, работал на фабрике. Благодаря настоятелю местной церкви о. Николаю Смирнову юноша увлекся изучением полемики со старообрядцами и со временем решил присоединиться к Православной Церкви. Узнав об этом, владелец фабрики, старообрядец, уволил его, а мать отказалась пускать домой. 

Алексей Данилович перебрался в Москву, был присоединен к Православной Церкви в Сергиевском храме в Рогожской слободе. Родителей он продолжал навещать. Когда их гнев не утихал, Алексей молчал; когда родители успокаивались, он понемногу рассказывал им о причинах своего выбора. Так продолжалось три года. За это время у Алексея накопился сундучок книг, мать несколько раз хотела сжечь его, но каждый раз ее что-то останавливало. 

Постепенно родные Алексея Даниловича изменили свое мнение и в 1895 г. тоже присоединились к Православной Церкви. 

В 1902 г. Алексей Зверев был назначен окружным миссионером Московской епархии, в этой должности прослужил до мученической кончины. В 1917 г. Алексей Зверев был избран на Поместный Собор от московских мирян. 

В июне 1918 г. большевиками был зверски убит священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. Для расследования обстоятельств убийства в Пермь была направлена комиссия, состоявшая из членов Поместного Собора – архиепископа Василия (Богоявленского), архимандрита Матфея (Померанцева) и Алексея Зверева. 

Материалы расследования серьезно обеспокоили местную власть. Члены комиссии опасались, что живыми их из Перми не выпустят. На словах комиссии пообещали, что препятствовать отъезду никто не будет. На деле же кондуктору поезда было приказано остановить поезд за мостом через Каму. Преступный приказ был выполнен. Когда поезд остановился, в вагон ворвались красноармейцы. Святые были выведены из вагона. Сначала комиссар выстрелил в одного из священнослужителей. Алексей Данилович, бросив сумку, побежал в сторону леса, но был застрелен. Тяжело раненых архиепископа Василия и архимандрита Матфея убийцы закололи штыками. 

Комиссар забрал материалы расследования, а также деньги, собранные жителями Перми на нужны Церкви. Убитых раздели, вывезли на середину реки, где и утопили. 

- Отправили их в камский комитет, - шутили палачи. 

Вещи святых сожгли на костре, остатки закопали. Впоследствии эти вещи были опознаны свидетелями, привлеченными следственной комиссией Белой армии. 

Память священномученика Василия, преподобномученика Матфея и мученика Алексия совершается 27 августа.


Среди упомянутых в ответах пострадавших во время гонений подвижников есть и те, кто не прославлен официально (тем более что современные канонизации новомучеников затруднены по причине закрытия архивов для исследователей). О таких святых особо упомянул священник Евгений Агеев, преподаватель магистратуры «Церковная история советского периода»:

«Считаю, что в почитании новомучеников нельзя ограничиваться только обширным, но все же ограниченным, списком официально причисленных к лику святых. Так получилось, что в нашей Волгоградской митрополии не был включен в списки канонизированных новомучеников ни один из расстрелянных и замученных священников и мирян, которых было очень много. Тем не менее, были изданы краткие материалы о их жизни и страданиях, подготовлен синодик для молитвенного поминовения. В синодике были указаны места жизни и служения жертв гонений на Церковь ХХ века, известные даты их преставления. Это дало возможность практически во всех местностях обширной Волгоградской области найти своих земляков и установить с ними духовную связь через молитву. Сейчас практику составления и использования за богослужениями таких синодиков рекомендует музей при храме Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне. Есть множество свидетельств того, как из такой молитвенной памяти вырастало настоящее почитание страдальцев за веру, изучение их жизни и деятельности, отыскание и обустройство мест захоронений, установление связи с родственниками, издание статей, книг. Уверен, что наша работа по изучению подвига новомучеников и исповедников Российских только начинается».

Протоиерей Константин Гипп, преподаватель курса «Таинства Православной Церкви»

«Когда в далеком теперь уже 1989 году я, после рукоположения в священный сан, прибыл в город Жиздру для возобновления там церковной жизни, я сразу постарался записать воспоминания старожилов о служивших ранее в городе священниках. Одним из первых всплыло имя протоиерея Николая Зелепугина, последнего настоятеля Покровского храма, который мы начали тогда восстанавливать. Многие вспоминали батюшку, как доброго, интеллигентного, чуткого пастыря. Еще в молодости овдовев, он сам воспитывал шестерых детей, в дореволюционное время подвизался на ниве народного просвещения, быв смотрителем церковно-приходских школ, последние 30 лет его жизни были связаны с Жиздрой. В 1937 году по доносу он был арестован и вскорости расстрелян, но добрая память о священнике дожила до нашего времени. Впоследствии мне пришлось познакомиться с потомками батюшки, которые до сих пор посещают Жиздру. Верю, что, приняв мученическую кончину, о. Николай пополнил собой сонм пострадавших за веру в годы гонений и молится ныне за нас перед престолом Божиим. Подробнее об о. Николае можно прочитать здесь»

Андрей Александрович Кострюков, преподаватель магистратуры «Церковная история советского периода»

«На моем столе стоит фотография страдальца за веру – епископа Александра (Малинина). Связанная с ним история началась более двадцати лет назад, когда я познакомился с книгой митрополита Елевферия (Богоявленского) «Неделя в Патриархии». Среди московских зарисовок 1920-х годов особое внимание привлекло описание хиротонии некоего «епископа Иоанна». Личность последнего меня заинтересовала – выяснилось, что не имеется ни малейших сведений об этом человеке и даже в справочниках говорилось, что, если бы не подробное описание хиротонии, его можно было бы считать несуществующим.

Шли годы, никаких плодов мои поиски не давали – не помогали ни архивы, ни периодика. Что стало с архиереем, рукоположенным в 1928 году, – умер после хиротонии, погиб в лагерях, расстрелян? И вот однажды в архиве Отдела внешних церковных связей среди забытых писем митрополита Сергия (Страгородского) разгадка нашлась. В одном из писем митрополит Сергий указал на ошибку в книге «Неделя в Патриархии», и настоящее имя рукоположенного архиерея – Александр (Малинин).

Дальнейшие поиски пошли успешно – удалось полностью восстановить его жизненный путь и даже найти следственное дело. Оказалось, что при наречении во епископа, в узком кругу московских иерархов, архимандрит Александр сказал о «шипах и терниях», которые он видит на своем пути. Кто-то донес, и вскоре после хиротонии епископ был арестован за «клевету на советскую власть» и оказался в лагерях, из которых уже не вернулся. Кто знает, сколько бы еще существовал в наших справочниках «епископ Иоанн», и как долго оставалась бы неизвестной судьба епископа Александра, если бы не те случайно найденные письма в ведомственном архиве? Верю, что промысел Божий и молитвы епископа Александра спустя десятилетия помогли восстановить его доброе имя».

Напомним, что в 1990 года в ПСТГУ ведется сбор материалов для Базы данных «За Христа пострадавшие», включающей более 36 тысяч публикаций.

В Институте дистанционного образования можно соприкоснуться с историей новомучеников на разных программах. Их истории, как и истории других святых, рассматриваются на программе «Агиология: святость в Православии», а вписанные в историю Русской Церкви – в рамках краткосрочной программы «Историяи богословие Русской Церкви» и новой программы «Русская Церковь: от КрещенияРуси до XX века».

А тех, кто хотел бы посвятить время и силы изучению биографии и наследия новомучеников и, возможно, своим исследованием помочь восполнить пробелы в истории чьего-то еще неизвестного подвига, ждет магистерская программа «Церковная история советского периода».
Последнее изменение: пятница, 7 февраля 2025, 22:27