Что нам важно знать о богослужении и Таинствах Церкви?
08.01.2025
До завершения приема на новую богословскую программу «Теология: богослужение Церкви» осталась неделя – не так уж много времени, но достаточно, чтобы успеть записаться и 27 января начать учиться.
Почему важно изучать православное богослужение и что оно значит в жизни православных христиан? Об этом рассказывает директор Института дистанционного образования ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров:
«Изучение богословия – всегда непростое дело. В отличие, например, от математики, которая некоторым кажется сложным, но требует рационального усилия, богословие требует усилия духовного. Богословие нельзя понять вне контекста духовной и церковной жизни. А церковная жизнь во внешних своих проявлениях – это, в первую очередь, Таинства, через которые человек в Церковь вводится и в ней пребывает, и богослужение в более широком смысле».
Сейчас люди ищут источник ресурса – как успокоиться, как настроиться, как себя в чувство привести, – при том, что рядом, в огромном количестве храмов, содержится сокровище богослужения, которое формировалось веками и которое на самом деле помогает нашу молитву сделать тем, чем она должна быть. Святые Отцы часто говорили, что домашняя молитва никогда церковной не заменит. Каждый приход в церковь – это не только встреча с другими верующими, но и встреча с Богом, которая, причём, организована так, что ничто от неё не должно отвлекать – и иконы, и пение, и сам строй службы.
Наше богослужение я для себя иногда определяю как искусственное дыхание и массаж сердца. Ты где-то целый день бегал, что-то делал, решал какие-то проблемы, наполнился суетой. А пришёл в храм – и у тебя есть возможность эту суету из себя изгнать. Поэтому нужно неспешное, чинное, внятное богослужение. Не кое-как быстрей-быстрей что-то невнятное прочитать, исполнить какие-то обряды и пойти – Богу это не нужно. Бог ещё в Ветхом Завете сказал, что Ему это не нужно. Это нужно нам. И возможность поучаствовать в нем, даже, может быть, чего-то не понимая, отвлекаясь, даже где-то ускользая мыслью от молитвы и потом возвращаясь, всё равно обладает замечательным целебным действием для души. Да и не только для души, думаю, любой батюшка скажет, что служба и телесные болезни тоже зачастую облегчает.
Причём в большей степени я сейчас говорю не о Божественной литургии, а, скажем, о всенощном бдении, о вечернем богослужении. Люди зачастую считают: «Ну что там на всенощной делать? На Литургии понятно, я приду, мне там дадут Причастие, а на вечерней службе ничего не дают, а на Всенощной – о, на всенощной маслом мажут!». Маслом помазать – это уже «серьёзно». Прибегает кто-то в храм – ой, батюшка, я уже помазание пропустил. Я говорю: «Вообще-то ты и Евангелие пропустил. Господь сказал: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Ты же слово Божие не слышал, вот что ты пропустил».
На самом деле Всенощная – она про другое. Это не то, где тебе что-то дают, это то, где тебе помогают себя перестроить. И для этого весь хитроумный, сложный, очень интересный механизм, который можно, конечно, сесть и рационально разобрать. Но как только ты его рационально разобрал, становится скучно. А если ты в него вжился, это становится источником радости.
Кроме того, все великие учителя Церкви, которым дали имя «Богослов», в первую очередь писали гимны. Они считали, что трактаты по богословию писать можно только из большой нужды, а вообще-то Бога надо прославлять в гимнах. И, если вы возьметесь читать, например, «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, – ну да, оно точное, но… скучное. А вот когда слушаешь его воскресные каноны или стихиры, которые он написал (потому, что большая часть воскресных служб гласовых вышло из-под его рук), ты понимаешь: вот оно, богословие, оно возвеселяет ум и сердце…
Разобраться в этом быстро – трудно. Но мы стараемся, по крайней мере, сделать так, чтобы люди прикоснулись к этому, осознали структуру богослужения, а дальше уже самостоятельно всё впитывать.
Что касается Таинств, здесь избыток информации отчасти вреден. Начинаешь иногда об этом читать – каких только невероятных сказок, легенд, да и чудачеств, связанных с Таинствами, не услышишь. Поэтому, конечно, важно изучать их с опытным преподавателем, чтобы свои, может быть, хаотические знания о Таинствах, привести в порядок»
Само название программы «Теология: богослужение Церкви» подсказывает, какой предмет станет основным и займет больше всего времени – «Устав и гимнография», то есть курс, посвященные структуре и текстам богослужений. В чем особенности подхода к богослужению на программе ИДО? Как построен курс? Что поможет в знакомстве с богослужебными текстами? Об этом рассказывает Оксана Николаевна Шевченко, преподаватель курса «Устав и гимнография»:
«Наш курс продолжается шестнадцать недель, то есть весь семестр. Сама специфика курса определяется его предназначением. Он сделан для нас с вами, для прихожан – для нашего осознанного участия в богослужении.
Существуют разные подходы к изучению устава. Наиболее традиционный, привычный – это подход, который сконцентрирован на том, как составить службу, на механике богослужения, и востребован, преимущественно, регентами, уставщиками. Для обычных прихожан он избыточен. Вы могли это почувствовать, если открывали учебные пособия по литургике и дальше пятой-десятой страницы не могли двинуться.
Можно изучать богослужение с точки зрения истории его возникновения, истории его становления, его особенностей. Можно изучать с точки зрения тематической – это о богословской наполненности гимнографических текстов. Такие книги тоже вы могли встречать, если пытались сами изучать богослужение – книги по исторической литургике, по литургическому богословию.
Но наш курс нацелен на иное. Как я уже сказала, он предназначен для прихожан, для того, чтобы дать базовые знания об устройстве и содержании богослужения. Причём, преимущественно, не обо всём богослужении, а о тех службах, на которых чаще всего мы с вами бываем. Мы, как люди работающие, конечно, имеем возможность посещать богослужение не во всём объёме, не во всех видах. И наш курс концентрируется на изучении тех служб, на которых мы чаще всего имеем возможность быть.
Что это за службы? Это Всенощное бдение под воскресный день, это праздничные богослужения на двунадесятые праздники и праздники великих святых, это службы в период Великого поста, это Пасхальная служба, Пятидесятница.
В курсе мы постарались уравновесить теоретические знания об устройстве службы и знания смысловые – о её содержании, наполненности, о том, о чём говорят тексты на богослужении. Наша задача: чтобы, придя в храм, вы могли понять, на какую службу, в какой момент службы вы попали, что вас ожидает дальше. Чтобы вы не терялись, чтобы поток пения, чтения предстал для вас уже в узнаваемых чертах. В мелочи, конечно, мы не вдаёмся, это задача уставного подхода к изучению богослужения, а нам нужно сориентироваться, что происходит в храме, когда вы в него пришли, чтобы осознанно воспринимать то, что будет дальше.
Если говорить о содержательной части курса, мы наблюдаем, как Священное Писание живёт в богослужении, как наше вероучение отражается в гимнографии. Гимнография – это все те гимны, тексты новозаветных авторов, большинство из которых прославлено в лике святых, она буквально пронизывает собой всё богослужение. Мы наблюдаем, как отражается история Церкви и её святых в богослужении. По сути, богослужение – это не артефакт, не свидетельство прошедших и забытых дней. Это живое Предание церковное. Поэтому мы с вами будем в курсе знакомиться и размышлять над текстами стихир, канонов, тропарей, наиболее ярко передающих содержание изучаемого периода. Ну как на Пасху не поговорить о каноне или стихирах Пасхи? Как на праздничной службе не посмотреть и не подумать, не поразмышлять над тропарём и кондаком, над стихирами праздника? Мы будем всё время пытаться пробиваться к смыслу.
И, позволив себе почитать и поразмышлять над текстами, мы дадим вот себе возможность услышать то, что обычно в храме, особенно при быстром чтении или при быстром пении, проходит мимо нашего сознания. Это будет первым шагом к тому, чтобы богослужение для каждого из нас заиграло какими-то новыми красками, новыми смыслами. Чтобы ушло, при постоянном посещении храма, ощущение повторяемости, скучности, непонятности. Чем больше мы вглядываемся и вдумываемся в богослужение, тем каждый раз всё с какой-то большей новизной оно приходит в нашу жизнь. Это такое бесконечное путешествие, когда мы погружаемся в богослужение, потому что рано или поздно вы поймёте, что всё оно – о Господе, о Христе, о Его любви к нам, о нашей устремлённости к Нему. И это, конечно, очень важный внутренний труд, путём которого мы идём, когда изучаем богослужение.
Помощником в изучении богослужения нам будет курс церковнославянского языка. Он занимает половину семестра, восемь недель. И он будет ключом к богослужению – языковым ключом. В курсе есть две траектории: если вы хорошо знаете церковнославянский язык или, наоборот, вам достаточно узнать и научиться только читать, понимать какие-то архаичные формы, узнавать их – вы можете пройти курс по краткой траектории, только познакомившись с особенностями, которые в обычной речи не встречаются. Если же вам нужно глубже, вы можете церковнославянский язык изучить – на уровне грамматики познакомиться с ним, попробовать переводить фрагменты текстов, понять какие смыслы при переводе переходят в русский вариант подстрочника. И тексты, которые вы будете переводить, – это те тесты, с которыми мы знакомимся в курсе устава и гимнографии. Так что не бойтесь, если вам кажется, что что-то будет не понятным – со всем можно разобраться.
Хорошим бонусом при изучении этого курса, является то, что все материалы, все богослужебные книги, все учебные пособия, аудио лекции, комментарии – всё это содержится внутри курсов. То есть вам не надо где-то покупать книги, гулять по сети, искать какие-то источники. Всё есть в каждой дисциплине, просто открываете, скачиваете себе и даёте себе удовольствие прожить эти полгода в изучении богослужения. Надеюсь, мы будем вашими хорошими помощниками в этом путешествии»
В программу «Теология: богослужение Церкви» включен и курс, посвященный православным Таинствам. Можно ли и нужно ли изучать их мирянам – и как вообще можно изучить Таинства? Объясняет протоиерей Константин Гипп, преподаватель курса «Таинства Православной Церкви»:
«С Таинствами любой человек, который посещает церковь, сталкивается с момента крещения, и, наверное, до последнего причастия. То есть Таинства нас сопровождают всегда. Поэтому мы что-то, естественно, о Таинствах знаем. А материал, о котором мы что-то знаем, но знаем недостаточно и поэтому хотим узнать поглубже, всегда вызывает интерес.
В начале курса мы говорим о том, чем Таинства отличаются от других богослужений, от тайнодействий, от обрядов церковных. А затем курс построен по тому, как Таинства появляются в жизни христианина. Хотя, конечно, центральное место занимает у нас главное Таинство – Литургия, но, тем не менее, мы начинаем с Крещения.
Мы будем на вебинарах говорить, почему именно такое седмочисленное число Таинств, было ли когда-то по-другому. Мы, естественно, будем касаться самих богослужебных текстов, текстов Таинств. Здесь я могу привести пример: как отец Всеволод Шпиллер, который стоит у основания нашего университета, относился к тому, насколько миряне должны быть знакомы с текстами Таинств. Как-то он спросил своих учеников: «Как вы думаете, может ли мирянин, стоя на Литургии, следить за богослужением и за тайными молитвами священника по Служебнику?». Все замялись, и тогда о.Всеволод сказал: «Нет, не может». Выдержал эффектную паузу и пояснил: «Он должен знать их наизусть». Вот как действительно вдумчивые священники относятся к тому, насколько миряне должны быть знакомы с текстами молитв, которые вроде бы тайно читаются священником в алтаре.
Мы, естественно, познакомимся с историей самих чинопоследований Таинств, с тем, какие изменения происходили в осмыслении Таинств в истории. И смысл того, что происходит во время совершения того или иного Таинства, – это самое главное, с чем мы будем знакомиться»
Прием документов на программу «Теология: богослужение Церкви» продолжается до 16 января включительно, а занятия будут продолжаться с 27 января по 21 июня (с перерывами на на Первой Седмице Великого поста, Страстной и Светлой седмицах).
Чтобы поступить, надо подать заявку на странице программы, заполнить профиль и необходимые документы, пройти тестирование по основам богословских знаний.
Стоимость обучения на программе: 32 тысячи рублей (возможна помесячная оплата).
Итоговый документ: свидетельство ПСТГУ о прохождении программы. У тех, кто пройдет весь комплекс долгосрочных богословских программ ИДО и пройдет аттестацию будет возможность получить диплом о профессиональной переподготовке по теологии (при наличии любого высшего образования).