Материалы и задания темы доступны только зарегистрированным на курс пользователям.

Первые три задания темы посвящены структуре вечерни и утрени, остальные – содержанию звучащих на ней песнопений и истории всенощной. Задания 1 и 2 – самые важные в этой теме, в них разбираются базовые понятия, которые пригодятся в дальнейшем изучении курса. Рекомендуем сделать их в первую очередь.

Задание. Воскресная великая вечерня. За правильно выполненное задание начисляется один балл.

Цель этого задания – познакомиться со структурой великой вечерни в ее воскресном варианте. Для выполнения заданий нужно прочитать параграфы 2.1 -2.2 учебника «Литургика. Введение в предмет» Никулиной Е.Н. В учебнике приведена и подробно описана схема великой вечерни, проанализированы наиболее важные песнопения. Хорошо также посмотреть слайды «Вечерня» и послушать аудиолекции по теме.

 Вопросы задания приведены ниже. Они обращают внимание на наиболее важные моменты вечерни и предполагают краткие ответы, которые можно найти в учебнике.

В задании приведена также схема воскресной вечерни. В некоторых вопросах нужно найти и отметить на схеме те или иные тексты. Поэтому в ответе нужно привести схему из задания с выделенными фрагментами (цветом, курсивом, толщиной линий - на Ваше усмотрение).

1.     Из каких служб состоит всенощное бдение? Какой Устав предписывает совершение этой службы?

2.     Почему на воскресной вечерне  положено читать первую кафизму, а на воскресной утрене – вторую и третью?

3.     Какова символика вечернего входа? Какой текст поется во время вечернего входа на воскресной вечерне?

4.     Какой прокимен возглашается на каждой воскресной вечерне?

5.     В какие дни на воскресном всенощном бдении будут читаться паремии? Вставьте их в схему службы.

6.     После «Ныне отпущаеши», Трисвятого и «Отче наш» на вечерне поется тропарь праздника. А что поется в этом месте службы по воскресеньям? Отметьте текст на схеме службы.

7.     Отметьте на схеме великой вечерни литию и вечерний вход.  Где читается сугубая ектенья на великой и на вседневной вечерне? Отметьте  ее на схеме службы.

8.     В какие дни года служится полная литургия в соединении с вечерней? До какого момента в этом случае служится вечерня? С какого текста начинается литургия?

Схема великой вечерни в составе воскресного всенощного бдения

Возглас «Слава Святей»

103 псалом

Великая ектенья

1 кафизма «Блажен муж»

Малая ектенья

Стихиры на «Господи, воззвах»;

на «И ныне» - догматик

Вечерний вход

«Свете Тихий»

Прокимен «Господь воцарися»

Сугубая ектенья

«Сподоби, Господи»

Просительная ектенья

Стихиры на литии

Литийные прошения

Молитва главопреклонения

Стихиры на стиховне

«Ныне отпущаеши».

Трисвятое.

«Отче наш»

Тропарь «Богородице Дево, радуйся»

Благословение хлебов

33 псалом

 

Задание. Воскресная утреня. За правильно выполненное задание начисляется один балл.

 Это задание посвящено второй службе, входящей в состав всенощной – утрене. Она более сложно построена, чем вечерня, поэтому и вопросов по ней больше. Но они, так же как и для вечерни, предполагают краткие ответы, который можно найти в учебном пособии Никулиной Е.Н. «Литургика. Введение в предмет», п.2.3. Хорошо также посмотреть слайды "Утреня" и послушать аудиолекции по теме. Для ответов на некоторые вопросы нужно будет открыть богослужебные книги по ссылкам.

 

1.   На всенощном бдении вечерня, утреня и первый час соединены в единую службу. Для того, чтобы, стоя на богослужении, узнать начало утрени, предлагаем ответить на следующие вопросы.

  С каких слов начинается утреня в составе всенощного бдения? Откуда они взяты? Как они связаны с литургической темой утрени?

2.   В начале праздничного блока полиелея мы видим, как священство через царские врата выходит на середину храма и слышим стихи из полиелейных псалмов 134 и 135 «Хвалите имя Господне», «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко век милость Его». На практике эти тексты звучат и в праздники, и в воскресенье. Но Типикон предписывает по воскресеньям петь полиелейные псалмы не всегда.

 Каким псалмом в некоторые периоды года Устав предписывает заменять полиелейные псалмы на воскресной утрене?

3.    После выхода священнослужителей на полиелей настоятель совершает полное каждение храма. По воскресеньям в это время поются тропари по непорочных. 

Почему они так называются? Приведите первые две фразы воскресных тропарей по непорочных (см. Часослов).

4.    После  каждение храма начинается подготовка к чтению Евангелия - кульминации полиелея как праздничного блока. Евангелие диакон выносит из алтаря под пение степенных антифонов.

Что такое антифоны степенны, почему они так называются? Приведите текст первого антифона степенна четвертого гласа (см. Октоих, воскресная утреня, глас 4). На каких стихах 18 кафизмы он основан? Приведите цитаты.

5.  Самым главным текстом воскресной и праздничной утрени является Евангелие. По воскресеньям оно подбирается по особым правилам – по евангельском столпу.

Что такое евангельский столп?

6.     Что такое евангельская стихира? С каким важным воскресным текстом она связана?

7.     Приведите тексты евангельских стихир к  9-му и 11-му утренним Евангелиям. О каких явлениях воскресшего Господа в них говорится? (См. приложения Октоиха "Воскресны ексапостиларии" ).

8.    На полиелейной утрене (воскресной в том числе) обязательно присутствуют два праздничных блока: в середине – полиелей с чтением Евангелия, в конце – праздничное окончание.

С каких слов начинается праздничное окончание утрени? Какой текст является его кульминацией? После каких слов священника он поется?

9.     По каким правилам подбираются тропари в начале воскресной утрени (на "Бог Господь") и в ее конце (после великого славословия)? Приведите примеры воскресных тропарей  на "Бог Господь" и  поемых после великого славословия.

10.  Выделите на схеме утрени полиелей и праздничное окончание.

11. На воскресной утрене помимо «стандартных» изменяемых текстов (воскресного канона, стихир, седальнов) есть ряд особых песнопений, которые отличают именно эту утреню.  В некоторые дни года они появляются не только в воскресенье, напоминая о связи данных дней с воскресением Христовым (например, в Лазареву и Великую субботы, в праздник Воздвижения Креста). Поэтому нам важно научиться узнавать их на богослужении. Перечень этих песнопений приведен в «Рекомендациях по изучению темы 2» (п. 2), а само задание состоит в том, чтобы найти их на схеме воскресной утрени.

Выделите на схеме утрени тексты, характерные для воскресного богослужения.

 

 Полиелейная утреня в составе всенощного бдения

Шестопсалмие. Утренние молитвы

Великая ектенья

«Бог Господь» со стихами. Тропарь воскресный по гласу

Кафизмы 2 и 3

Полиелейные псалмы 134 и 135

Тропари по непорочнах «Ангельские собор»

Малая ектенья и ипакои гласа

Антифоны степенны по гласу

Молитвословия перед Евангелием: прокимен, «Всякое дыхание»

Воскресное Евангелие

«Воскресение Христово видевше»

50-й псалом

Слава: «Молитвамиапостолов». И ныне: «Молитвами Богородицы»

Стихира по 50-м псалме «Воскрес Иисус от гроба»

Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя»

12 раз «Господи, помилуй»

Возглас «Милостию и щедротами»

Канон

«Свят Господь Бог наш»

Воскресный эксапостиларий и богородичен

Хвалитные псалмы со слов «Всякое дыхание»

Стихиры на хвалитех:

на «Славу» - евангельская стихира

на «И ныне…» - «Преблагословенна еси, Богородице Дево»

Великое славословие

Тропарь «Днесь спасение миру» или «Воскрес из гроба»

Сугубая ектенья

Просительная ектенья

Окончание

Великий отпуст,

Многолетие

 

Задание. Тест «Всенощное бдение». За правильно выполненное задание начисляется один балл.

В качестве учебного тренажера мы предлагаем небольшой тест, включающий в себя схемы великой вечерни и полиелейной утрени в составе всенощного бдения. 

Вы можете тренироваться, передвигая панельки с элементами богослужения с тем, чтобы они заняли свое исконное место в схеме службы. Возможно, кому -то этот тренажер поможет в запоминании последования всенощного бдения. 

 

Задание. Воскресные догматики. За правильно выполненное задание начисляется один балл.

Это задание посвящено важным богословским текстам воскресной вечерни – догматикам, т.е. стихирам, которые поются в группе стихир на «Господи воззвах» на воскресной вечерне. Тексты называются догматиками, потому что в них говорится о догмате Боговоплощения – иногда прямо, иногда – через систему ветхозаветных прообразов. Автором догматиков считается прп. Иоанн Дамаскин.

Богословским источником догматиков является Орос IV Вселенского Собора, который сформулировал образ соединения во Христе двух естеств – Божества и человечества: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Орос направлен против двух ересей – несторианства и монофизитства. Для тех, кто хочет освежить в памяти содержание каждого термина, мы подготовили краткую справку, взятую из учебников догматического богословия. Она размещена в теме 2 отдельным ресурсом. А тексты догматиков находятся в Приложении к учебному пособию Никулиной Е.Н.

Чтобы помочь вам  увидеть, как в догматиках раскрывается учение Церкви о Боговоплощении, мы предлагаем ответить на следующие вопросы (тексты догматиков целиком приводить не нужно, достаточно подобрать цитаты по темам):

1) Покажите, как в догматиках раскрывается учение Церкви о Боговоплощении.

В ответе нужно привести примеры (несколько примеров!) указаний на:

а) о Лицо Спасителя  (что Он- Бог Сын, Второе Лицо Святой Троицы, Его ипостасное свойство - рождение);

б) об образе соединения в Нем двух природ (по Халкидонскому оросу: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно).  

 2)  Приведите по 2-3 примера примеры указаний на догматы о Матери Божией

а) об именовании Ее Богородицей (родившей Бога по человечеству),  

б) о Приснодевстве.

 3) Приведите 2-3 примера указаний на ветхозаветные  прообразы.

Напомним, что прообраз - это событие, предмет или лицо в Священной истории Ветхого Завета, которое реально существовало в прошлом и при этом указывает на новозаветные реалии. 

Пророчество - предсказание о будущих событиях. 

4)  Что означают слова догматика 4 гласа " без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми"? О каком "образе" идет речь? Что значит "истлевший страстьми"?

Форум «Воскресные песнопения Октоиха». За содержательное участие на форуме начисляется один балл.

Мы предлагаем поделиться друг с другом наиболее понравившимися воскресными песнопениями и опубликовать  2-3 примера воскресных песнопений из любого гласа Октоиха (стихиры, антифоны степенны, тропари канона).

Хорошо, если вы прокомментируете текст (напишете о его догматическом и нравоучительном содержании, художественных особенностях, аллюзиях на Св. Писание, о том, что лично вам показалось важным).

 

Задание. Идеальная всенощная. За правильно выполненное задание начисляется один балл.

Это задание погружает нас в историю изучения Устава и знакомит с фрагментом фундаментального сочинения выдающегося русского литургиста Михаила Николаевича Скабаллановича (1871-1931) «Толковый Типикон». Михаил Николаевич всю жизнь изучал историю богослужения и однажды задался вопросом: возможно ли отслужить всенощное бдение в точном соответствии с Уставом. В главе  книги «Толковый Типикон» «Практическая осуществимость всего устава всенощной» описан этот опыт. Мы предлагаем ознакомиться с этим текстом и ответить на несколько вопросов:

1) Сколько часов длилось идеальное всенощное бдение, описанное  проф. Скабаллановичем в "Толковом Типиконе" (1912 г.)? Где оно было отслужено? 

2) Исполнение каких уставных положений сделало эту службу такой продолжительной?

 В ответе не нужно описывать темп, распевы, возжигание свечей, ектеньи (которые есть на любой всенощной) или приводить подробную схему службы. Хорошо, если вам удастся показать отличие данной службы от всенощного бдения в его современном варианте, т.е. заметить то, что совершалось в полном соответствии с Уставом, в отличие от современной практики  (см.  https://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya/lit01.shtml).  Итак, цель задания – обратить внимание на те места всенощной, которые сейчас служатся в очень сокращенном виде или вообще опускаются.

Задание. Ирмосы канонов и библейские песни. За правильно выполненное задание начисляется один балл.

Это задание приоткрывает очень важную тему – присутствие Священного Писания в богослужении. В первой теме мы говорили о случаях торжественного чтения Писания или исполнения его текстов наряду с другими песнопениями.

А данное задание показывает, что Библия присутствует в богослужении и в прикровенном виде – в многочисленных цитатах и аллюзиях. Убедиться в этом мы предлагаем на примере канонов. Как мы уже говорили, первой строфой каждой песни канона является ирмос, который связывает по смыслу (а в оригинале и по стихотворному размеру) песни Священного Писания (библейские песни) и тропари канонов.

Давайте попробуем самостоятельно найти 4-5 примеров ирмосов любого канона, в которых ясно видна связь с содержанием библейских песен.

Ответ можно построить в виде таблицы, подчеркнув одинаковые выражения. Хорошо пояснить, какие именно выражения и образы библ. песен заимствованы в ирмосы. 

Можно взять не только каноны утрени из любой богослужебной книги, но и каноны из правила ко Святому Причащению или Великий канон прп. Андрея Критского. В этом задании для нас важно увидеть и объяснить связь ирмоса с библейской песнью на нескольких примерах пар: библейская песнь — ирмос.

Ссылки на библейские песни см. в учебном пособии, п.1.3. Не забудьте, пожалуйста, указать, номер песни и название канона.

 Пояснение к заданию:

В ирмосах часто используются библейские образы победной песни, рога, утренней молитвы, бездны, часто дословно заимствуются припевы библейских песен (например, в 1-й, 7-й и 8-й песнях канона). В 9-я песни всегда присутствует прославление Матери Божией (нужно пояснить, почему).

Иногда гимнограф переосмысляет текст библейской песни в связи с тематикой канона (покаянной, праздничной). Например, в Пасхальном каноне образ перехода через Чермное море под предводительством Моисея (1-я библейская песнь) использован для пояснения перехода «от смерти к жизни, от земли к небесе», к которым «Христос Бог нас приведе» (канон, песнь 1-я). Этот ирмос заканчивается словами «победную поюще», что тоже отсылает нас к 1-й библейской песни, которая, собственно, и представляет собой победную песнь израильского народа. А в Великом  каноне св. Андрея Критского слова из 1-й библейской песни взяты в ирмос дословно, из разных ее стихов. Ирмос: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его: / славно бо прославися»; библейская песнь: «Господеви поем, славно бо прославися. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его» (Исх. 15.1-2).

При работе с библейскими песнями нужно использовать церковнославянский текст (тот, на котором их поют на службах), а не синодальный перевод. Это связано с тем, что византийские гимнографы при создании своих творений пользовались греческим текстом Библии – Септуагинтой, с которой сделан перевод Библии на церковнославянский язык. А Синодальный перевод ветхозаветных книг Библии осуществлен с еврейского языка (с масоретского текста), и поэтому параллельные места с ирмосами канона увидеть в нем гораздо сложнее.

 

Last modified: Friday, 6 June 2025, 6:36 PM