«Как принимать экзамены в дистанционном формате? Как контролировать студентов, чтобы они не списывали и не пользовались интернетом?» - этими вопросами заполнились преподавательские форумы в начале лета 2020, перед наступлением первой сессии, которую вузам пришлось проводить на удаленке. К зимней сессия вопросы стали повторяться. В чем основные сложности дистанционного формата и как их преодолеть?

Корень проблемы: выучить не все

На самом деле ответы на вопросы о сложностях онлайн-экзамена понятны: если аттестация сводится к борьбе против списывания, это проблема связана не с форматом сессии, а с построением учебного курса. Студенты чаще используют шпаргалки и чужие готовые решения по двум причинам: либо не понимают ценности того, что им предлагается усвоить, либо не могут удержать в памяти требуемый объем материала.

Классический экзамен – по сути, демонстрация того, какой запас знаний студент сумел уложить в свою голову и воспроизвести в стрессовой ситуации. Подход понятный, если исходить из установки, что главный источник знаний – профессор, а успешное усвоение знаний напрямую связано с тем, какое их количество студент смог перенести из профессорской головы в свою. В каком-то смысле это напоминает финал антиутопии Рея Бредбери, где хранителями цивилизации становятся люди, выучившие уничтоженные книги и цитирующие их по памяти.

Но современная реальность устроена несколько иначе: и держать в голове все материалы невозможно и не нужно, и важны не знания сами по себе, а скорее умение их применять в будущей практической деятельности, где от работодателя уже не отделаешься шпаргалками. Что же может сделать преподаватель, чтобы помочь студенту в усвоении материала?

Во-первых, четко понимать, какую часть информации по предмету действительно важно держать в голове, а какую можно оставить в справочных ресурсах и извлечь оттуда при необходимости. И постараться соотнести объем «необходимого» с возможностями студента. На комплексном экзамене часто можно заметить, что преподаватели разных дисциплин не ориентируются в деталях вопросов «не по своему предмету». Если требовать знания таких деталей от студента, получается, что он должен быть подготовлен лучше, чем приемная комиссия.

Во-вторых, в процессе учебы можно дать студентам возможность регулярно работать с материалом. Если человек применяет знания в какой-то деятельности, он сам понимает, зачем ему это нужно и как это использовать, - тогда материал и запоминается лучше.

Эта стратегия во время учебного процесса – эффективнее, чем беспощадная борьба со списыванием «на выходе», которую особенно сложно вести в дистанционном формате.

При переходе в онлайн и без того стрессовая ситуация экзамена становится еще более нервной. Студенты волнуются: если возникнут проблемы с интернетом, гарантирован «неуд» или неявка. Преподаватели добавляют нервозности требованиями смотреть прямо в камеру, демонстрировать не занятые учебниками и шпаргалками руки, иногда выводить на экран рабочий стол компьютера… Порой подготовка к онлайн-экзамену превращается исключительно в обмен лайфхаками «как лучше проконтролировать учеников». Здоровой эту ситуацию не назовешь.

Изменить подход к проверке знаний мог бы, например, формат экзамена «открытая книга», который используется в университетах США и Великобритании. Студент получает набор вопросов, ограниченное время на поиск ответов и право пользоваться любыми справочными материалами. Проверяется не объем памяти, а умение ориентироваться в информации. Но такой экзамен требует дополнительной подготовки от организаторов, порой достаточно трудоемкой: например, вопросы к нему не могут повторяться из года в год в каждой учебной группе.

Опыт ИДО: поддержка на расстоянии

Для Института дистанционного образования ПСТГУ новым опытом пандемии стал дистанционный итоговый экзамен на программе «Теология». Это самая большая программа института, рассчитанная на 3,5 года. Все занятия проходят в системе дистанционного обучения, там же проводится промежуточная аттестация по всем дисциплинам. Однако она редко напоминает очные экзамены со списком билетов и вытягиванием вопросов: по каждому предмету слушатели еженедельно выполняют письменные задания, проходят тесты, участвуют в обсуждениях на форумах, делают доклады в вебинарах, и чаще всего получают оценку или зачет по итогам работы в течение курса. Порой проводятся онлайн-собеседования, позволяющие преподавателю оценить, насколько хорошо слушатель ориентируется в пройденном материале.

Завершается программа итоговым коллоквиумом, на который выпускники раньше приезжали лично – эта встреча с преподавателями и однокурсниками в аудитории воспринималась как возможность наконец-то познакомиться в реальности. Летом 2020 года традиция очных коллоквиумов временно прервалась, и пришлось менять сценарий итоговой аттестации.

К коллоквиуму учащиеся готовятся по вопросам, включающим материал из разных дисциплин. Во время самого коллоквиума выпускник получает билет и готовится, пока его коллега отвечает. Остальные участники в это время слушают однокурсника  и, если он исчерпал свои возможности, пробуют дополнить его ответ. Так отвечающий чувствует поддержку группы, а остальные могут дополнительно продемонстрировать знания – вдруг на своем ответе кто-то сбился, зато хорошо знает другие темы.

Как перенести коллоквиум в дистанционный формат? Опрашивать группу из 30 выпускников в вебинаре – не то же самое, что беседовать в аудитории, и ощущение групповой поддержки теряется.

Коллоквиум пришлось разделить на несколько частей: мини-группы по 5-7 выпускников проходят его в разное время. Проблема «не подсмотрит ли учащийся ответ» остро не стоит. Во-первых, у выпускников ИДО выше мотивация готовиться: и программа «Теология», и набор вопросов к коллоквиуму составляются с учетом запросов учащихся, они понимают, почему актуален. К тому же вопросы нацелены не на знание деталей, а на понимание материала. Времени на подготовку при этом не дается. В такой ситуации сразу видно, понятен ли выпускнику вопрос и знает ли человек, с какими дисциплинами связаны обозначенные в билете проблемы. Попытка заглянуть в шпаргалки без понимания сути вопроса все равно бесполезна.

Учащиеся, конечно, опасаются технических сбоев и низкого качества связи в ответственный момент, но хотя бы часть напряжения удалось снять: обстановка в мини-группах оказалась психологически достаточно комфортной. Взаимовыручка тоже работает: например, во время летней сессии, когда у одного слушателя возникли проблемы с техникой, он во время экзамена успел доехать до соседнего поселка и выйти на связь с компьютера своего однокурсника.

Изменили подход к третьему вопросу билета – заданию на анализ текста. Ранее слушатели отвечали на этот вопрос письменно. Задача сложная, но когда вся группа находилась в одной аудитории, бояться вместе было не так страшно. В вебинаре каждый остался бы один на один со своим заданием без психологической поддержки, поэтому письменные ответы заменили обсуждением текста. Каждая мини-группа делится на две подгруппы и «расходится» по виртуальным кабинетам. В подгруппе 2-3 человека – им выдается текст, содержащий те или иные богословские искажения, и немного времени на его обсуждение, а преподаватели из комиссии наблюдают за процессом. Затем выпускники сообщают комиссии свой вывод. Учащимся спокойнее: если растерялся один, коллеги могут его «вытянуть», компенсируется пресловутая эмоциональная депривация онлайн-учебы. А преподаватели могут увидеть вклад каждого выпускника в обсуждение, что показательнее, чем чтение письменных ответов.

Конечно, такой формат экзамена увеличил нагрузку на приемную комиссию: вместо нескольких часов приходится принимать экзамен несколько дней. Зато впервые в комиссию смогли попасть все преподаватели, которым хотелось увидеть результат своей работы. В ИДО работают жители разных регионов и стран. На очном экзамене кто-то мог присоединиться к комиссии, наблюдать процесс и задавать вопросы «вживую», а кто-то довольствовался трансляцией в вебинаре и вопросами в чате – впечатление получалось разное. Онлайн-экзамен уравнял возможности всех преподавателей кафедры, так что обсуждение ответов и оценок получается более оживленное.

Пока трудно сказать, как в ИДО будет проводиться коллоквиум, когда вновь станет возможным очный формат итоговой аттестации: ведь возможность, завершая учебу, встретиться в аудитории очно все равно важна и ценна. Но опыт дистанционной аттестации оказался полезен – в будущем можно будет соединять разные форматы экзамена, ориентируясь на возможности преподавателей и выпускников.


Читайте также:

23 выпускника программы «Теология» сдели итоговый экзамен

23 выпускника, 19 городов, несколько часовых поясов, а для преподавателей - два дня по шесть часов в вебинарах для итоговой аттестации - так проходил коллоквиум на программе "Теология". Читать далее »

Выпускники программы «Теология» дистанционно сдали итоговый экзамен

Выпускной коллоквиум впервые прошел в вебинаре, что не помешало всем 30 выпускникам успешно ответить на вопросы комиссии. Читать далее »

Чем дистанционное образование отличается от карантинного?

Каким должно быть качественное дистанционное образование? Чем оно отличается от удаленного обучения, которое для многих стало альтернативой очным занятиям во время эпидемии Covid-19? Читать далее »
Последнее изменение: среда, 14 декабря 2022, 12:09