Чем настоящее дистанционное образование отличается от того, с которым многие столкнулись во время карантина?
Каким должно быть качественное дистанционное образование? Чем оно отличается от того удаленного обучения, которое для многих людей стало вынужденной альтернативой очным занятиям во время эпидемии Covid-19?
1) Образовательный процесс, а не обучающий контент
Никто не спорит, что заниматься лучше в удобном классе и по хорошо изданным учебникам, но качество очной учебы определяет профессионализм педагога и выбор подходящей методики.
Говоря о дистанционном преподавании, часто подразумевают именно готовый контент: записи лекций, обучающие ролики, тесты. Все это полагается разместить на удобной платформе и дать доступ учащимся… Что получится? Электронный учебник с некоторым количеством интерактивных заданий.
Такой учебник может быть прекрасно сделан, но дистанционная программа не равна медиатеке. Это не просто набор инструментов, а способ преодолеть расстояние с помощью технологий. Инструменты подбираются и используются преподавателем для взаимодействия с учащимися по разным каналам. Важно не то, сколько учебных материалов загружено на ту или иную платформу, и даже не оформление этих материалов. Важно, понимает ли преподаватель, что учащиеся будут делать с материалами и к какому результату они должны прийти.
Практика ИДО
Слушатели получают доступ к учебным материалам: альтернативой текстам становятся аудиозаписи и видеоуроки, причем выбор того или иного формата остается за учащимся, тогда как при аудиторном занятии формат выбирает преподаватель.
Но ценность не в учебных пособиях – их можно найти самостоятельно, как и множество роликов и подкастов. Важно, как построены курсы, какие тексты для анализа выбирает преподаватель, какие задания и вопросы для группового обсуждения предлагаются учащимся, как проверяется и корректируется их работа.
Какие инструменты выбрать – письменные задания, форумы, тестирования, обсуждение в чате или в вебинаре, совместную работу над вики-документом, составление словаря или базы данных – решает преподаватель, исходя из задач своего курса и каждой темы.
2) Индивидуальный контакт
Дистанционное образование часто воспринимается как способ на расстоянии читать лекцию сотням и тысячам сидящих перед мониторами людей. Такие курсы есть, но они действительно не заменят качественное образование, в котором важен индивидуальный контакт с преподавателем. И этот контакт в хорошем дистанционном образовании даже более плотный, чем в очном.
Если считать, что контакт преподавателя и учеников сводится к встрече в аудитории, попытка продублировать подобные встречи в интернете может разочаровать: ведь уровень невербальной коммуникации минимален и даже умение ярко излагать предмет не всегда помогает удержать внимание учащихся до конца занятия. Но если в очном образовании контакт, как правило, заканчивается за дверью аудитории, в дистанционном возможности общения не ограничены «классом». Главное – суметь продуманно построить взаимодействие с учащимися.
Практика ИДО
Преподаватели не читают лекции (кроме кратких установочных) – учащиеся сами активно работают с материалом в соответствии с системой заданий. Зато преподаватели проверяют задания каждого ученика по каждой теме, разбирают ошибки и отмечают успехи, отвечают на возникающие вопросы и задают новые, модерируют дискуссии на форумах.
Общение получается более насыщенным, чем в стандартном очном обучении, учащийся не может остаться в роли пассивного «потребителя» лекций: в каждой теме ему предстоит вступить в переписку с преподавателем и в диалог с однокурсниками, возникающие вопросы он всегда может адресовать преподавателю и получить обратную связь. В этом и сложность организации программы: нагрузка на преподавателя выше, чем в очном курсе, и в дистанционной группе должно быть меньше учеников, чем в очных аудиториях.
3) Гибкий подход
Первое, что постарались сделать представители администрации многих образовательных учреждений при переводе их в удаленный формат: сохранить существующее расписание лекций. Это требования, чтобы преподаватели и учащиеся выходили в вебинары (а порой даже размещали и проверяли письменные задания на образовательной платформе) в строго определенное время, и попытки фиксировать виртуальное «присутствие» учащихся на занятиях.
Между тем, принципиальное преимущество качественного дистанционного образования – гибкость. Традиционно оно являлось альтернативой очному и заменяло его для тех, кому требовался более гибкий график и особый подход. Дистанционное образование не должно полностью воспроизводить процесс учебы в аудитории – его задача дать те же знания и навыки другими способами.
В дистанционном образовании не работает установка, что один и тот же материал можно одним и тем же способом донести до разной аудитории. Необходимо ориентироваться на возраст учащихся, их цели, социально-экономический контекст, на их физические возможности и, наконец, на технологическую среду – ведь не все прекрасные новые технологии могут быть доступны конкретному ученику.
Практика ИДО
Современные технологии позволяют проводить синхронные занятия в вебинарах, собирая тех, кто находится на расстоянии друг от друга, в виртуальном классе. Но вопрос о количестве вебинаров в курсе остается на усмотрение преподавателя, а время их проведения обсуждается с группой.
Вебинары не являются обязательным инструментом: не всем учащимся канал связи позволяет постоянно и полноценно участвовать в онлайн-занятиях. Слушатели дистанционных программ находятся в разных странах и часовых поясах, совмещают учебу с работой, с семейными обязанностями, поэтому не все могут выходить на связь в определенное время и долго находиться в режиме видеоконференции. Поэтому преподаватели выбирают разные инструменты для диалога.
Обсуждение важных вопросов курса, заданий, даже докладов можно проводить и в асинхронном режиме, используя форумы, - так учащиеся могут спокойно знакомиться с материалом в удобном для них ритме и продумывать свои аргументы.
4) Опыт и время на подготовку программ
Все, описанное выше, не появляется мгновенно, если педагогов очных программ перевести в онлайн. Привычные процессы нужно пересмотреть и перестроить, выбрать другие способы работы, заново оценить объем нагрузки на учащихся и преподавателей, освоить инструменты, наконец.
Сейчас многие оказались в ситуации, когда обучение посредством дистанционных технологий заменяет очное, из дополнительной возможности превратившись в обязанность. В такой ситуации очень сложно использовать преимущества дистанционного образования и чаще обучение превращается в передачу контента – материалы, видео, тесты, в лучшем случае лекции в вебинарах.
Поэтому в ситуации, когда все учебные заведения внезапно стали предлагать дистанционное обучение, стоит выбирать тех, кто делал дистанционные программы и раньше, четко понимая, зачем они нужны и в чем их отличия и преимущества.
Практика ИДО
Первая система дистанционного обучения в ПСТГУ была запущена в 2004 году, и сразу же стало ясно, что преподавателей необходимо специально готовить к дистанционной работе. Для решения этой задачи в университете была создана кафедра новых технологий в гуманитарном образовании, а в 2015 году появилось отдельное подразделение – Институт дистанционного образования.
Преподаватели ИДО не переносят в интернет программы для очного преподавания, а разрабатывают сценарии курсов специально для дистанционного формата, учитывая свой опыт удаленной работы и новые технологические возможности.
Читайте также...
Как проходит учебный день в ИДО ПСТГУ
Как учиться дистанционно? Подробнее о том, как построены образовательные программы ИДО и как проходит работа в системе дистанционного обучения...Читать далее>>
Программы, даты, цены
На какие дистанционные программы идет набор в Институте дистанционного образования ПСТГУ? Сроки обучения, стоимость программ, актуальные даты вступительных испытаний - все это на странице с календарем программ ИДО. Читать далее>>
Не запутаться в сети
Преподаватели и выпускники ИДО поделились опытом своей работы в дистанционном формате. Чем опыт ИДО пригодился при переносе в онлайн других учебных курсов? Что нужно учесть, переходя в интернет? Читать далее>>