Как выбрать качественное дистанционное образование?Каким должно быть качественное дистанционное образование? Чем оно отличается от того удаленного обучения, которое для многих людей стало вынужденной альтернативой очным занятиям во время эпидемии Covid-19?

1) Образовательный процесс, а не обучающий контент

Никто не спорит, что заниматься лучше в удобном классе и по хорошо изданным учебникам, но качество очной учебы определяет профессионализм педагога и выбор подходящей методики.

Говоря о дистанционном преподавании, часто подразумевают именно готовый контент: записи лекций, обучающие ролики, тесты. Все это полагается разместить на удобной платформе и дать доступ учащимся… Что получится? Электронный учебник с некоторым количеством интерактивных заданий.

Такой учебник может быть прекрасно сделан, но дистанционная программа не равна медиатеке. Это не просто набор инструментов, а способ преодолеть расстояние с помощью технологий. Инструменты подбираются и используются преподавателем для взаимодействия с учащимися по разным каналам. Важно не то, сколько учебных материалов загружено на ту или иную платформу, и даже не оформление этих материалов. Важно, понимает ли преподаватель, что учащиеся будут делать с материалами и к какому результату они должны прийти.

Практика ИДО

Слушатели получают доступ к учебным материалам: альтернативой текстам становятся аудиозаписи и видеоуроки, причем выбор того или иного формата остается за учащимся, тогда как при аудиторном занятии формат выбирает преподаватель. 

Но ценность не в учебных пособиях – их можно найти самостоятельно, как и множество роликов и подкастов. Важно, как построены курсы, какие тексты для анализа выбирает преподаватель, какие задания и вопросы для группового обсуждения предлагаются учащимся, как проверяется и корректируется их работа. 

Какие инструменты выбрать – письменные задания, форумы, тестирования, обсуждение в чате или в вебинаре, совместную работу над вики-документом, составление словаря или базы данных – решает преподаватель, исходя из задач своего курса и каждой темы.

2) Индивидуальный контакт

Дистанционное образование часто воспринимается как способ на расстоянии читать лекцию сотням и тысячам сидящих перед мониторами людей. Такие курсы есть, но они действительно не заменят качественное образование, в котором важен индивидуальный контакт с преподавателем. И этот контакт в хорошем дистанционном образовании даже более плотный, чем в очном.

Если считать, что контакт преподавателя и учеников сводится к встрече в аудитории, попытка продублировать подобные встречи в интернете может разочаровать: ведь уровень невербальной коммуникации минимален и даже умение ярко излагать предмет не всегда помогает удержать внимание учащихся до конца занятия. Но если в очном образовании контакт, как правило, заканчивается за дверью аудитории, в дистанционном возможности общения не ограничены «классом». Главное – суметь продуманно построить взаимодействие с учащимися.

Практика ИДО

Преподаватели не читают лекции (кроме кратких установочных) – учащиеся сами активно работают с материалом в соответствии с системой заданий. Зато преподаватели проверяют задания каждого ученика по каждой теме, разбирают ошибки и отмечают успехи, отвечают на возникающие вопросы и задают новые, модерируют дискуссии на форумах. 

Общение получается более насыщенным, чем в стандартном очном обучении, учащийся не может остаться в роли пассивного «потребителя» лекций: в каждой теме ему предстоит вступить в переписку с преподавателем и в диалог с однокурсниками, возникающие вопросы он всегда может адресовать преподавателю и получить обратную связь. В этом и сложность организации программы: нагрузка на преподавателя выше, чем в очном курсе, и в дистанционной группе должно быть меньше учеников, чем в очных аудиториях.

3) Гибкий подход

Первое, что постарались сделать представители администрации многих образовательных учреждений при переводе их в удаленный формат: сохранить существующее расписание лекций. Это требования, чтобы преподаватели и учащиеся выходили в вебинары (а порой даже размещали и проверяли письменные задания на образовательной платформе) в строго определенное время, и попытки фиксировать виртуальное «присутствие» учащихся на занятиях.

Между тем, принципиальное преимущество качественного дистанционного образования – гибкость. Традиционно оно являлось альтернативой очному и заменяло его для тех, кому требовался более гибкий график и особый подход. Дистанционное образование не должно полностью воспроизводить процесс учебы в аудитории – его задача дать те же знания и навыки другими способами.

В дистанционном образовании не работает установка, что один и тот же материал можно одним и тем же способом донести до разной аудитории. Необходимо ориентироваться на возраст учащихся, их цели, социально-экономический контекст, на их физические возможности и, наконец, на технологическую среду – ведь не все прекрасные новые технологии могут быть доступны конкретному ученику.

Практика ИДО

Современные технологии позволяют проводить синхронные занятия в вебинарах, собирая тех, кто находится на расстоянии друг от друга, в виртуальном классе. Но вопрос о количестве вебинаров в курсе остается на усмотрение преподавателя, а время их проведения обсуждается с группой. 

Вебинары не являются обязательным инструментом: не всем учащимся канал связи позволяет постоянно и полноценно участвовать в онлайн-занятиях. Слушатели дистанционных программ находятся в разных странах и часовых поясах, совмещают учебу с работой, с семейными обязанностями, поэтому не все могут выходить на связь в определенное время и долго находиться в режиме видеоконференции. Поэтому преподаватели выбирают разные инструменты для диалога. 

Обсуждение важных вопросов курса, заданий, даже докладов можно проводить и в асинхронном режиме, используя форумы, - так учащиеся могут спокойно знакомиться с материалом в удобном для них ритме и продумывать свои аргументы.

4) Опыт и время на подготовку программ

Все, описанное выше, не появляется мгновенно, если педагогов очных программ перевести в онлайн. Привычные процессы нужно пересмотреть и перестроить, выбрать другие способы работы, заново оценить объем нагрузки на учащихся и преподавателей, освоить инструменты, наконец.

Сейчас многие оказались в ситуации, когда обучение посредством дистанционных технологий заменяет очное, из дополнительной возможности превратившись в обязанность. В такой ситуации очень сложно использовать преимущества дистанционного образования и чаще обучение превращается в передачу контента – материалы, видео, тесты, в лучшем случае лекции в вебинарах.

Поэтому в ситуации, когда все учебные заведения внезапно стали предлагать дистанционное обучение, стоит выбирать тех, кто делал дистанционные программы и раньше, четко понимая, зачем они нужны и в чем их отличия и преимущества.

Практика ИДО

Первая система дистанционного обучения в ПСТГУ была запущена в 2004 году, и сразу же стало ясно, что преподавателей необходимо специально готовить к дистанционной работе. Для решения этой задачи в университете была создана кафедра новых технологий в гуманитарном образовании, а в 2015 году появилось отдельное подразделение – Институт дистанционного образования. 

Преподаватели ИДО не переносят в интернет программы для очного преподавания, а разрабатывают сценарии курсов специально для дистанционного формата, учитывая свой опыт удаленной работы и новые технологические возможности.

Читайте также...

Как проходит учебный день в ИДО ПСТГУ

Как учиться дистанционно? Подробнее о том, как построены образовательные программы ИДО и как проходит работа в системе дистанционного обучения...Читать далее>>

Программы, даты, цены

На какие дистанционные программы идет набор в Институте дистанционного образования ПСТГУ? Сроки обучения, стоимость программ, актуальные даты вступительных испытаний - все это на странице с календарем программ ИДО. Читать далее>>

Не запутаться в сети

Преподаватели и выпускники ИДО поделились опытом своей работы в дистанционном формате. Чем опыт ИДО пригодился при переносе в онлайн других учебных курсов? Что нужно учесть, переходя в интернет? Читать далее>>

Last modified: Tuesday, 9 June 2020, 10:24 PM