Программа «Теория и практика миссионерской деятельности в современной России» появилась в Институте недавно. Состоялся только один выпуск. Сейчас, после того, как Святейший Патриарх Кирилл отметил важность миссионерской деятельности, курсы подготовки миссионеров появились почти на каждом приходе. Чем отличается Ваша программа от них, какие методы и наработки используете Вы?


Программа «Теория и практика миссионерской деятельности в современной России», в частности, одна из трех ее дисциплин  – «Миссиология» – это, прежде всего, практика! Как практику можно организовать дистанционно?
Мы изучаем различные практические методы работы с людьми: беседа с одним человеком, с группой, главный вопрос – как сделать беседу интересной.

Беседа с одним человеком – это Ваш краткий, на 30 – 60 секунд, рассказ о Православии. Даже не рассказ, а, скорее, создание яркого образа словесными средствами. Этому мы учимся через разработку убедительного, эмоционально окрашенного выступления, которое слушатели сдают в форме одно- двухминутной видеозаписи. Воспроизводится конкретная жизненная ситуация, когда незнакомый человек спросил Вас о Православии и вы понимаете, что больше минуты он Вас не выслушает, а надо его хоть как-то зацепить, заинтересовать. Вот тут и пригодится навык краткого, четкого рассказа-зарисовки.

Особая «песня» – это работа с группой. Работа с группой проходит в разной форме: это может быть однократная беседа или цикл бесед, интерактивные занятия, предполагающие дискуссии и упражнения, и, наконец, помощь слушателям в решении их проблем.

Однократная беседа –вас пригласили в школу, или к военнослужащим, или к студентам рассказать о Православии. Мы ориентируемся на 40 – 80 минут – классические полпары-пару. Что должно произойти за это время? Вы опять-таки должны заинтересовать людей и создать образ многогранного, сложного, но вместе с тем очень интересного и, главное, актуального, нужного для них Православия. Как это сделать? Активное выступление с презентацией. Здесь очень важную роль играет презентация, то есть визуальный ряд слайдов, и мы в ходе обучения учимся ее составлять и с ней работать.

Цикл бесед – вы уже становитесь фактически постоянно действующим преподавателем. Здесь важно рассказать о Православной культуре и показать слушателям, что они тоже – часть этой культуры, пока, увы, пассивная. Здесь используются уже не только беседы с презентациями, но и разные активные методы работы. Так дискуссия помогает людям раскрыть себя, стать ближе к изучаемому предмету. Но дискуссию надо уметь организовывать. В рамках программы «Теория и практика миссионерской деятельности в современной России» мы учимся составлять план дискуссии, изучаем аспекты ее проведения.

Упражнения – это особый жанр миссионерской работы с людьми. Надо понимать, что люди, за редким исключением, тянутся к Церкви и Православию, чтобы решить свои личные проблемы. Только потом у них появится чувство Бога. Надо помочь людям осознать, что духовная жизнь реально помогает решать проблемы. А для этого надо уметь соединить внутреннюю проблему человека с миром Православия. Такая встреча происходит тогда, когда мы с людьми играем; игра со взрослыми – это духовно-психологическое упражнение. Например, возьмите Еккл. 3:1-8 – «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» и далее. Там вы увидите четырнадцать полярных высказываний, которые охватывают жизнь человека. Сделайте из них шкалу и предложите людям отметить на ней свое место! Вы соедините духовное с внутренним миром этого конкретного человека, и у вас появится прекрасная основа для глубокой беседы! Такие приемы работы с людьми мы изучаем в нашем курсе.

На что особенно следует обращать внимание тем, кто хочет связать свое будущее с миссионерской деятельностью?

Важный аспект – это психология современного человека. Она очень специфична и непроста. Здесь необходимо учитывать отличия между горожанами и жителями села, между мужчинами и женщинами, людьми с высшим образованием и теми, кто имеет среднее, людей творческой «богемы» и офисных работников или менеджеров и т.д. Мы разбираем специфику этих групп, работы с ними, их психологические особенности.

Часто при слове «миссионер» у людей возникает образ человека в рясе, стоящего на площади и взывающего к толпе, или женщины, раздающей Евангелие на улице. Но сегодня миссионер, наверно, не может избегать современных средств связи?

Миссионерская работа в Интернете обязательна, очень высокая степень проникновения информационных технологий в общественную жизнь. Одна из итоговых работ программы – создание миссионерского сайта-визитки. Точнее не создание сайта, а разработка технического задания для постановки задач программисту – это обязательно для всех учащихся курса.
А разработка развернутого полноценного сайта – один из вариантов задания для дипломной работы. Мы обычно предлагаем несколько вариантов такой работы, но мои дипломники чаще выбирают создание сайта.
По направлению “Миссиология” учащиеся пишут курсовую и выпускную работы, в рамках которых разрабатывают актуальные для современной миссии темы: территориальная миссия, миссия среди определенных категорий людей, интернет-миссия, противостояние сектам, диалоги с неправославными традиционными конфессиями и другие.

Каково будущее выпускников программы?
Начнем с того, что поступают на программу люди, имеющие богословское образование любого уровня: бакалавры, магистры, специалисты, прошедшие профессиональную переподготовку. Значит, мы должны предложить им такую степень подготовки, чтобы на выходе это был миссионер не просто широкого профиля.
Поэтому наши выпускники получают наибольший спектр возможностей применения знаний – работать не только миссионером, но и катехизатором, социальным работником, специалистом по работе с молодежью. Не так давно появилась новая группа граждан – трудовые мигранты, работа с ними тоже имеет свои особенности. Конечно, наш выпускник сможет использовать все медиа ресурсы. Изучаемые практические методики делают миссионера профессионалом – практиком по работе с разными людьми.

Здесь мы подходим к тому, что всегда интересно абитуриентам: кто преподает эту программу?
Естественно, что решение таких амбициозных задач целиком зависит от преподавателя. И кто же он? То есть, кто я такой, что берусь предложить решать такие задачи?

Я, Пиличев Алексей Валерьевич, 1971 года рождения, женат, да еще и имею троих детей в придачу, кандидат экономических наук, выпускник ПСТГУ. Ну что? Что это дает учащемуся?

Объясняю подробнее.
Мое призвание – это практическая, «полевая» работа с людьми, духовная и психологическая помощь людям. Я осознал это не сразу. Сначала закончил технический университет в Екатеринбурге (УГТУ-УПИ) по совершенно рабочей специальности – металлургия черных металлов (1994). Это обучение дало мне понимание того, что такое технологический процесс и обычные рабочие люди. Но уже с третьего курса я начал активно изучать психологию. Почему? Было желание разобраться с собой, понять, кем мне быть по жизни. Перечитал большинство классиков зарубежной психологии: Фрейда, Юнга, Морено, Берна, Пиаже и др. С четвертого курса начал учиться заочно в Санкт-Петербурге, в только что открытой тогда, на фоне разгула демократии в России, школе практической психологии (с 1993 года). На этой волне после окончания вуза пошел работать в тот же УГТУ-УПИ, но на кафедру практической психологии. Это был 1995 год, кафедра только организовалась, меня назначили заведующим лабораторией психологической диагностики и тренинга. На кафедре работали психологи-профессионалы. Четыре года я участвовал в практической работе, в психодиагностике и в тренингах. С 1995 года преподавал как ассистент. Психология у меня – как первая любовь – романтично, захватывающе, вспоминаю с трепетом.
Дальше совершил крутой поворот в своей жизни: ушел в экономику, практическую – менеджмент и управление персоналом. Пять лет работал консультантом по управлению на предприятиях и при этом преподавал в вузах (1998 – 2002). Все это вылилось в защиту кандидатской диссертации в 2002 году. К защите двигался трудно (в экономисты с «мордой» металлурга-психолога!), с апломбом принял внутреннее решение: если защищусь – приму крещение. Защитился и в конце 2003 года крестился. Через месяц после крещения пошел в храм на Исповедь и к Причастию (признаюсь, Бог тогда меня совершенно чудесным образом «пнул», а то бы долго раздумывал). Получил опыт духовной жизни, молитвы, сейчас вспоминаю это время как исполненное разных чудес: замечательное время, когда Великий Пост казался легким, а я в храм не шел, а летел. Крещение поменяло и работу, ушел из экономики в богословие, в 2003 году поступил в ПСТГУ, закончил бакалавриат по направлению «Миссиология» в 2008.

А когда Вы начали преподавать?

Я все это время преподавал, сначала как миссионер-катехизатор в студенческих группах вузов Екатеринбурга, потом как доцент кафедры Теологии в педагогическом вузе (РГППУ, 2007-2011). Начал преподавать и в Екатеринбургской семинарии (ЕДС), правда здесь преподавал курс «Правовые основы деятельности прихода» (с 2005 по сей день), сейчас еще и начал вести у семинаристов миссионерскую практику (с 2014). Кстати, ЕДС я тоже закончил в 2011 году.
С 2011 по 2014 я работал преподавателем и заведующим кафедрой теологии в Миссионерском институте (Екатеринбург).
Пока работал в РГППУ, в Миссионерском институте, начал осознавать – классическая подготовка богословов слишком отдает схоластикой: нет практики, мало реалий «полевого» миссионерства и катехизации. Захотелось создать какой-то практический курс, который бы мог помочь миссионеру и катехизатору в реальной приходской работе.
С 2012 года начал работать руководителем сектора катехизации в Екатеринбургской епархии. К настоящему времени разработал авторский курс подготовки катехизаторов, имеющих базовое богословское образование, к «полевой» работе. С 2015 года курс апробируется в очно-заочных группах катехизаторов Екатеринбургской епархии, смотри сайты http://ekaterinburg-eparhia.ru/ (тут регулярно помещаются статьи о нашей работе) и http://uralprosvet.ru/ (тут есть обо мне немного информации). Сейчас занят подготовкой сайта в помощь катехизатору, но этот сайт еще в разработке. Я покажу его тем, кто будет учиться на специальности «Миссиология» и обязательно познакомлю тех, кто поступит на «Миссиологию» с опытом своей работы по катехизации в целой Епархии!

При таком большом опыте Вам наверно приходилось не раз сталкиваться с теми, кого не пускают в «приличное общество»?

Отдельная тема – это работа с наркоманами и алкоголиками. В конце 2012 года мне предложили возглавить отдел образования благотворительного фонда НИКА. Это очень сложная и интересная тема – миссионерство и катехизация среди самой трудной категории современных людей, с изувеченой физиологией, психикой, духовной сферой (я часто говорю студентам – кто работал с наркоманами и алкоголиками как миссионер и катехизатор, тот сможет работать с любой группой людей!). С опытом этой работы я также обязательно вас познакомлю.

Как ваше многопрофильное образование может помочь учащимся именно в миссионерской деятельности?

Последний год испытал острую потребность, во-первых, еще где-нибудь поучиться чему-нибудь практическому, во-вторых, обязательно в сфере помощи людям (в притче о Страшном Суде Господь разделяет всех на овец и козлищ не по уровню образования, а по тому, кто какую помощь оказал людям).
В общем, вернулся я к своей «первой профессиональной любви» – психологии. Поступил учиться на психотерапевта (не медицинского, конечно). Учу групповую и индивидуальную психотерапию (что не мешает мне, между прочим, еженедельно молиться в храме, поститься, исповедоваться и причащаться!) Как следствие все больше говорю учащимся о психологии людей. Начинаю, как мне кажется, понимать, почему некоторые верующие исповедуются годами, а как были мучителями ближних, так ими и остаются (обязательно расскажу об этом в курсе «Миссиология», когда о психологии современников будем разговаривать). Уже появились постоянные клиенты – родственники зависимых от наркотиков и алкоголя людей. Веду с ними психологические консультации. Разработал и на трех группах апробировал курс по избавлению от созависимости: явление, когда наркоман колется, алкоголик пьет, а похмелье у родственников.

Какие-то учебники, учебные пособия на занятиях Вы используете, или обучение только практического характера?

Да, я рекомендую довольно много литературы, но не целые работы, а лишь некоторые избранные части. Вообще в данном курсе я больше ставлю перед учащимися проблемы, делюсь своим опытом и предлагаю чужой опыт для осмысления, предлагаю практически потренироваться для обретения собственного опыта. То есть в данном курсе важным является не объем информации и способы рассуждения учащихся, а осмысление ими опыта как чужого, так и своего. Как сказал один человек: «До тех пор пока у меня не появились собственные дети, я, казалось, знал абсолютно все о воспитании детей. Но когда я однажды стал отцом, мое знание разрушилось, и начался настоящий процесс обучения – через собственный опыт».

Помимо дисциплины “Миссиология”, в программу “Теория и практика миссионерской деятельности в современной России” входят предметы: “Современные нехристианские религии” и “Новые религиозные движения”. Скажите несколько слов о них и их преподавателях.

Современные нехристианские религии – это предмет о современных исламе, буддизме, иудаизме и некоторых других «классических» религиях в наше время. Это интересный курс. Преподаватель – магистр религиоведения Антон Валерьевич Рожин старается дать студентам возможность составить свое представление об этих религиях на основе изучения литературных артефактов – оригинальных текстов. Конечно, даются и аналитические материалы. Практическая часть в курсе – задания по полемике с представителями других конфессий.
Новые религиозные движения – это о современных сектах. Преподаватель – Алексей Александрович Воат – очень опытный специалист в вопросах противодействия сектам. Курс совмещает как необходимые теоретические знания, так и практику антисектантской полемики. Алексей Александрович приводит развернутую информацию о своем курсе на нашем сайте.
В общем, обещаю: те, кто придет на «Миссиологию», смогут попробовать освоить практически сразу несколько направлений – практические миссионерство и катехизацию, апологетику и антисектантскую деятельность, основы психологии нашего современника, некоторые аспекты работы с трудными людьми.

ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ, КТО ИЩЕТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАШЕЙ ЛЮБИМОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ!


Последнее изменение: среда, 29 апреля 2020, 11:24