В Институте дистанционного образования впервые открывается запись на интернет-курсы церковного пения. В начале 2022 года стартуют программы «Осмогласие для певчего. Тропари» и «Обиходный хоровой репертуар. Божественная литургия», а в осеннем семестре 2022 года – программа «Практическое сольфеджио».

Сколько курсов планируется в цикле певческих программ? На кого рассчитаны курсы, какая подготовка требуется, чтобы освоить церковное пение онлайн, чему можно и нельзя научить певчего через интернет? О новых программах рассказывает инициатор создания дистанционных певческих курсов, разработчик и преподаватель курса «Осмогласие для певчего. Тропари» Ирина Анатольевна Виницкая:

Программы «Осмогласие для певчего. Тропари» и «Обиходный хоровой репертуар. Божественная литургия» - первые из цикла дистанционных программ, посвященных церковному пению. Сколько всего планируется таких программ? 

- В ближайшее время мы планируем запуск трех дистанционных программ, цель которых — с разных сторон формировать церковного певчего. Они адресованы тем, кто уже поет на клиросе или только собирается приступить к клиросному служению, и направлены на развитие разных обязательных практических певческих умений. Кроме изучения гласовых напевов – самого необходимого материала из области знаний церковного певчего, мы предлагаем программу «Обиходный хоровой репертуар», где учащиеся будут изучать традиционные (в основном негласовые) песнопения разных служб. Позже к этим двум курсам прибавится программа «Практическое сольфеджио», позволяющая на практике отработать музыкально-теоретическую базу, которая используется в обиходных церковных песнопениях. В будущем список курсов планируется расширить программами, предназначенными для регентов и уставщиков. Преподавать на курсах будут выпускники факультета церковного пения, опытные практикующие регенты и преподаватели церковно-певческих дисциплин на певческих и регентских курсах ПСТГУ.

Предполагается, что учащиеся смогут проходить программы последовательно или выборочно? 

- У этих программ одна общая идея и глобально – общая цель: помочь подготовке и развитию церковного певчего, но у каждой из них свои задачи, поэтому слушатель может проходить программы как параллельно, так и выборочно, основываясь на своих стартовых умениях и знаниях.

В каждой из трех перечисленных программ запланировано несколько тематических блоков-ступеней, которые будут реализовываться поэтапно. Мы начинаем запускать по одной ступени в каждой программе.

Программа «Осмогласие для певчего», посвященная изучению гласовых напевов, начинается с тропарей, так как, с одной стороны, это наиболее простой корпус напевов из осмогласной системы, на основе которого в принципе проще всего выучиться петь по модели. С другой стороны, певчий, свободно владеющий распеванием текстов на тропарные напевы, может уже петь на литургии. При этом, например, чтобы быть полноценным певчим на вечерне и утрене, певчий должен кроме тропарных напевов уверенно знать напевы стихир и ирмосов и распевать на них с ходу любые тексты. На литургии использование стихирных и ирмосных гласовых напевов уставом не предусмотрено.

Если человек свободно распевает тропари, ему не нужно проходить эту первую ступень, а можно сразу идти на следующую – изучение корпуса стихир. К новому учебному году мы планируем подготовить следующие ступени программ по осмогласию и хоровому репертуару.

Насколько важны для поступающих музыкальное образование и опыт пения на клиросе? 

- Все наши певческие программы посвящены изучению обиходного церковного пения – певческой культуре, которая является традиционным музыкальным языком богослужения уже больше двух столетий. При этом мы предлагаем изучение московского варианта современного церковно-певческого обихода.

Поскольку церковно-певческий обиход – это практически устная традиция: абсолютное большинство традиционных обиходных напевов (гласовых и негласовых) поются, что называется, без нот, по памяти, прямо по тексту — то, с одной стороны, этим обусловлено большое количество региональных и местных вариантов одного и того же напева, которые могут отличаться лишь какими-то штрихами; с другой стороны, это требует от человека музыкального мышления определенного склада, хорошей музыкальной памяти. Развитием такого мышления мы будем заниматься на наших программах, и это позволит, в случае каких-то несовпадений учебного материала с тем, что поют на том или ином клиросе, в случае каких-то отличий певцу-выпускнику подстроиться под местные напевы, стать полноправным певцом в обиходном хоровом коллективе. А вот музыкальная память входит в число необходимых данных для обучения.

Кроме того, для успешного обучения на программах поступающий должен иметь начальную музыкальную подготовку, включающую знание нотной грамоты и основ музыкальной теории.

Например, при поступлении на программу «Осмогласие для певчего. Тропари» абитуриентам предложат спеть фрагмент обиходного церковного песнопения по нотам после предварительной подготовки, а также выучить по аудиозаписи и воспроизвести предложенный фрагмент другого песнопения. Также у абитуриентов проверят распевание незнакомых тропарей на глас – если поступающий уже умеет это делать, ему будет предложено идти учиться сразу на вторую ступень программы.

Для кого прежде всего предназначены такие программы? И можно ли назвать их полноценным аналогом очных певческих курсов?

- Программы будут полезны как тем, кто еще никогда не пел на клиросе, так и тем, кто поет уже какое-то время в хоре, ориентированном на московскую обиходную певческую традицию, но пока не имеет достаточно уверенности для того, чтобы держать свою партию одному – а именно такой уровень знаний необходим певчему: нужно не запутаться в многообразии традиционных церковных напевов, не путать гласы между собой; знать точно основную мелодию и свою партию, а не подбирать ее по ходу пения, постоянно ошибаясь; уметь запеть песнопение не с «третьей ноты», а сразу.

Мы не ставим перед собой задачи научить человека петь, если он никогда этого не делал. Также в дистанционном формате невозможно организовать настоящий хор и заниматься хоровым строем, ансамблем, воспитывать чувство хорового единства или учить будущих регентов управлению церковным хором и взаимодействию с алтарем. Для этого нужны очные встречи и совершенно необходима клиросная учебная практика.

Тем не менее, в области церковного пения очень многое — зачастую и больше того, что достигается на очных занятиях, — можно сделать в дистанционном формате для тех, кто по каким-то причинам не может учиться очно или занимается дополнительно.

Это первый опыт дистанционных курсов по церковному пению в ПСТГУ? Есть ли похожие курсы – или можно сказать, что аналогов им нет? Идея создать такие курсы связана с опытом пандемии?

- Планы были и раньше, но толчок к действиям действительно дала пандемия, в период первой волны которой все вузы, в том числе и ПСТГУ, вынуждены были перевести свои занятия в дистанционный формат. Этот формат нами был опробован и на факультете церковного пения, и на певческих и регентских курсах при ПСТГУ. Результаты обучения на некоторых практических дисциплинах оправдали наши ожидания, поскольку используемая нами методика по сути подразумевает индивидуальный подход к учащимся и, фактически, индивидуальное обучение, а значит – каждый слушатель при желании и настойчивости достигает максимальных для себя результатов.

Но, как я уже сказала, такое индивидуальное обучение совсем не хорошо для дисциплин другого рода, где как раз нужны живые встречи и активное взаимодействие учащихся друг с другом, а также практика в режиме реального богослужения.

Что касается уже имеющихся аналогичных или похожих программ, то на просторах интернета много онлайн-пособий для самостоятельного обучения, но «беспилотный» формат не предполагает контроля успешности процесса от эксперта – опытного певчего или регента, а здесь это очень важно, ведь нужно не просто выучить наизусть набор мелодий, и даже не просто знать, как наложить на мелодию абсолютно любой текст — физиологический процесс владения своими голосовыми связками не очень просто контролировать самостоятельно, лишь копируя чье-то исполнение. Здесь нужен правильный навык, который и достигается в связке «преподаватель-ученик».

Также многие преподаватели сейчас готовы вести занятия дистанционно в режиме видеосвязи — синхронных онлайн-занятий, но в этом случае групповые занятия не очень продуктивны – одновременно петь невозможно, а на опрос каждого учащегося отдельно необходимо гораздо больше времени – в результате группа движется очень медленно. На наших программах для отработки материала учащиеся будут записывать свое исполнение и выгружать записи в систему дистанционного обучения для проверки преподавателем, а видеоконференции будут использоваться лишь для уточняющих консультаций.

Вы ведете в ИДО дистанционный курс «История русского церковного пения». Эти курсы можно рассматривать как одну систему – или они совсем разные, для разной аудитории? Насколько важно знать историю церковного пения тем, кто учится петь?

- «История русского церковного пения» – это историко-теоретический курс. Он будет интересен не только клирошанам, а всем тем, кто задается вопросами, что сегодня звучит в наших храмах и почему; какие исторические процессы влияли на облик русского церковного пения; можно ли все накопленное в церковном пении совмещать на одной службе; а также хочет понять, как в разное время Церковь отвечала на вопрос, каким должно быть церковное пение. Знать ответы на эти вопросы, несомненно, полезно любому певчему и регенту, при этом обязательных практических умений, таких как знание напевов, для клиросного служения программа не дает.

Программы «Осмогласие», «Практическое сольфеджио» и «Хоровой обиходный репертуар» – это практико-ориентированные программы, направленные на освоение самого процесса. Многие выпускники курса «История русского церковного пения» неоднократно высказывались «за» практические занятия.

В целях программ прописано развитие творческих способностей учащихся. Традиционно считается, что именно творческие занятия труднее всего переносить в дистанционный формат, там особенно важно личное взаимодействие преподавателя и учащихся…

- Я бы уточнила эту мысль: дело не столько в самом творчестве, сколько в процессе, требующем получения физиологических навыков, а также практики в условиях реальной жизни и незапланированных ситуаций. Это и про обучение игре на инструменте с нуля, и про руководство хором (тут для фиксации успешного обучения мало даже научиться правильно руки передвигать – нужен живой хор, которым надо управлять), и про регентование на службах (практика должна проводиться в режиме реальных служб, а не просто в классе — живом или виртуальном), и про многое другое.

Но любое искусство даже в рамках той творческой свободы, которую оно имеет, опирается на систему правил, которые надо соблюдать.

Поэтому при наличии имеющихся к конкретной творческой деятельности данных, нужно освоить эту систему правил, научиться жить внутри нее, а дальше — понять, в чем именно состоит творчество и где проходит грань свободы — это вполне можно сделать дистанционно.

При разработке дистанционных певческих программ что-то легче или труднее сделать, чем в очном формате?

- Как и в любом дистанционном курсе Института дистанционного обучения ПСТГУ, преподаватель до запуска курса должен охватить весь объем дисциплины и подготовить материалы на весь период обучения. В нашем случае кроме системы заданий и прописанных наглядно правил это также аудиозаписи и подборка необходимого иллюстративного материала. Это трудоемко для разработчика, ведь при очном обучении педагог просто поет или наигрывает напев на инструменте при встрече. При этом для самих обучающихся это гораздо удобнее – материалы всегда под рукой, можно прослушать и прочитать многажды, а не только услышать в сам момент урока.

Чтобы дистанционно изучать церковное пение, важны качество связи, возможность участвовать в вебинарах, хороший интернет? Что еще важно для успешной учебы на этих программах?

- Хорошая связь при дистанционном обучении всегда важна — она должна быть достаточно хорошей и для того, чтобы скачивать аудиоматериалы и загружать свои аудиоответы, и для того, чтобы участвовать в вебинарах. Важно, чтобы поступающий действительно обладал музыкальными данными — хорошим музыкальным слухом, вокальной интонацией и музыкальной памятью. Повторюсь, что здесь мы не ставим перед собой задачи развить эти данные «с нуля». И необходимо понимать, что придется много петь, много учить и постоянно практиковаться, ориентируясь на комментарии преподавателя – то есть много трудиться, что и бывает при любом служении, и тогда, мы надеемся, результаты всех порадуют.


Подробнее о комплексе дистанционных певческих программ:

Певческие программы: обучение церковному пению через через интернет

Комплекс дистанционных певческих программ ИДО ПСТГУ посвящен изучению обиходного церковного пения. Читать далее »
Последнее изменение: четверг, 4 ноября 2021, 20:35