17.12.2018

Зачем нужен ознакомительный курс для абитуриентов программ ИДО? Сколько времени занимает этот бесплатный вводный курс, какие задания он включает, на что стоит обратить внимание, чтобы потом легче было учиться на основных программах? Об этом рассказывает преподаватель ознакомительного курса и программы «Основы Православия» Наталья Николаевна Лупишко.
Первую часть интервью читайте здесь.

Наталья Николаевна, расскажите об ознакомительном курсе по работе в Системе дистанционного обучения, который Вы ведете. Для кого он предназначен, какие виды заданий включает?

– Летом я веду ознакомительный курс для абитуриентов программы «Теология », а зимой – для поступающих на «Основы Православия » и краткосрочные  программы повышения квалификации.
Прежде всего абитуриенты учатся работать на форуме. Для людей молодых и по роду деятельности привыкших работать в интернете общение на форумах не представляет сложности. Но у людей, не имеющих опыта работы с компьютером, это иной раз вызывает трудности, им нужно освоить форум заранее, чтобы не тратить на это время в процессе учебы – время там очень дорого.
Также в курс включены задания с контрольными вопросами и вебинар, с которым тоже далеко не все знакомы (хотя год от года к нам поступает все больше людей, которые имеют опыт общения в вебинарах). Еще в курс входит написание реферата и поиск по Библии, благодаря которому многие впервые узнают, что Библию можно использовать в электронном виде, и знакомятся с удобной системой поиска, которая позволяет ориентироваться в электронном библейском тексте намного быстрее, чем в бумажном варианте.

Курс для абитуриентов «Основ Православия » и курс для поступающих на «Теологию » сейчас различаются незначительно: на первом тексты для реферирования проще и нет группового задания. Групповое задание для будущих теологов заключается в том, что учащиеся вчетвером создают текст на заданную тему в оффлайн-режиме. Для этого не требуются богословские знания, тема – «Как поступить в ИДО». Надо подготовить инструкцию, советы для других абитуриентов, записать свои впечатления от процесса поступления. Все подходят к заданию по-разному, так что у меня собралась коллекция басен, песен, буклетов, созданных в рамках этого задания.


В чем главные задачи ознакомительного курса и почему его нельзя заменить инструкциями в самоучителе и видеороликами?

– Три главных составляющих ознакомительного курса: научить техническим возможностям системы, научить учиться и научить общаться.

Если говорить о технической стороне, люди делятся на две категории: одни, купив новую технику, сначала читают инструкцию, и только потом начинают нажимать на кнопки, а другие инструкцию сразу откладывают в сторону и осваивают все методом тыка. И тот и другой подход оправдан, ведь человек знает, как ему проще. Но «понажимать на кнопки», чтобы освоить нашу систему, лучше не на программе « Основы Православия» в режиме изучения Ветхого Завета, а заранее, в рамках ознакомительного курса. К тому же пройденный ознакомительный курс всегда доступен слушателю, во время учебы можно вернуться к инструкциям, если вы что-то забыли.

Еще в ходе курса мы проверяем, справятся ли гаджеты абитуриентов с нашими нагрузками. Проблемы могут возникнуть, если очень старый компьютер не потянет нашу систему, если очень плохой интернет, если люди никогда не использовали веб-камеру и гарнитуру.

Но познакомить с техническими возможностямил системы Moodle– не единственная цель курса. Абитуриенты в курсе могут посмотреть, как организован наш учебный процесс, где найти литературу, могут примериться к темпу работы. На ознакомительном курсе темп чуть ниже, чем на самих образовательных программах, и все-таки требуется закончить работу в определенные сроки. Данная ситуация будет сопровождать слушателей на всем протяжении учебы, и они должны понять, комфортно ли им психологически в такой обстановке.

И, как я уже говорила, на ознакомительном курсе абитуриенты знакомятся друг с другом. Это очень важно – увидеть, в какой среде ты окажешься. Команды для групповой работы формируются случайным образом, и порой поступающие в мини-группах встречают единомышленников, готовых помочь, подставить плечо. Они воодушевляются, понимают: да, рядом с этими людьми мы сможем на полгода или на три года мобилизоваться, мы хотим учиться вместе. А кому-то не везет: в группе оказывается человек, не очень заинтересованный в результате, он вносит дискомфорт в работу, другим учащимся приходится преодолевать какие-то трудности. И кто-то воспринимает это как духовные упражнения, понимает, что во время учебы могут возникнуть и такие препятствия, готов с ними справиться. А кто-то расстраивается – но и это тоже опыт.

Знакомство происходит не только в рамках группового задания: все слушатели ознакомительного курса могут обменяться контактами, чтобы продолжить общаться вне поля учебы. Мне кажется, это тоже очень хорошо: люди с разных концов страны, а то и из разных стран знакомятся с единомышленниками и тем самым подкрепляют свою мотивацию.


Сколько времени, по Вашим расчетам, нужно абитуриентам для прохождения ознакомительного курса?

– Трех дней активной работы вполне достаточно. Но в среднем люди тратят на курс неделю, хотя, естественно, они не учатся с утра до вечера. Обычно в первый день они выполняют задания полчаса или час, но, насытившись новой информацией и удовлетворив свое любопытство, вновь возвращаются к курсу через день-два. Так, отводя на курс ежедневно от часа до пятнадцати минут, можно за неделю спокойно выполнить все задания.

Если говорить о минимальных сроках, у меня были случаи, когда в последний день приема на курс для абитуриентов приходили мотивированные слушатели, говорили: «Простите, я только узнал про ПСТГУ, но я очень хочу учиться, я все пройду за один день» – и успевали. Но это редкие случаи.

Бывает, курс, наоборот, растягивают недели на две. Порой творческая групповая работа так увлекает слушателей, что они начинают писать в буквальном смысле поэмы или создавать дизайнерские шедевры. Все это требует согласования и, поскольку люди часто находятся в разных часовых поясах (кто-то делает свою часть задания днем, кто-то – ночью), это тоже замедляет прохождение ознакомительного курса.

По каким причинам абитуриенты порой бросают ознакомительный курс, не пройдя его до конца?

– Курс для абитуриентов редко бросают потому, что не могут с ним справиться: любой взрослый человек в состоянии выполнить наши задания. Как правило, влияют домашние факторы: обстановка дома не позволяет тратить время на учебу, люди по вечерам не могут выйти в вебинар. Москвичи раньше девяти вечера просто не попадают домой, а жителям регионов, наоборот, порой после девяти вечера неудобно выходить на связь (например, они укладывают детей спать). На ознакомительном курсе я готова в индивидуальном порядке провести вебинар с каждым, и никогда никому не отказываю, но в дальнейшем, во время учебы, порой требуется выходить в вебинары синхронно.
Кто-то в ходе курса понимает, что учебе придется уделять больше времени и сил, чем ожидалось. У кого-то случаются форс-мажоры: люди вынуждены уехать, отвлечься, заболевают близкие, возникают финансовые затруднения… Искушения бывают разные. Тогда абитуриенты бросают ознакомительный курс, но говорят, что вернутся.

Какие задания вызывают больше всего сложностей и вопросов?

– Тут нет единого мнения, чему я рада – это означает, что курс для абитуриентов составлен правильно. Люди четко делятся на несколько групп.

Примерно для 30% самое трудное – реферат. Людям без высшего образования (а порой и тем, у кого оно есть) трудно написать связный текст по предложенной статье. Они привыкли брать тексты из Интернета, а для нашего задания невозможно найти готовый реферат в сети.
Второе по сложности – групповое задание: не все готовы общаться, некоторые говорят, что это лишнее.

Те, у кого уже есть электронная Библия, считают, что задания на поиск цитат по Библии – зря потраченное время.

Вебинары, как правило, люди любят и мало кто на них спотыкается. Конечно, есть и те, кто психологически не любит камеру или у кого нет техники, но только единицы испытывают неприятие этого вида работы.

И на каждом ознакомительном курсе попадаются учащиеся, которые открывают только сами задания, игнорируя материалы к ним. В каждой теме предложен теоретический материал: объяснения, инструкции к работе, но люди пытаются доказать себе, что они и так это знают, или просто этого не замечают. Потом возникают вопросы, как выполнить задание, в переписке я начинаю уточнять, что именно человек не понял, и постепенно выясняется, что он просто не читал инструкцию. Удивительно, но даже реферат по текстам иногда пытаются написать, не заглядывая в сами тексты: пишут эссе на заданную тему, а потом с удивлением узнают, что были, оказывается, тексты для реферирования.
Исходя из своего опыта преподавателя «Основ Православия » могу сказать, что в дальнейшем люди порой так же действуют и там – не читая учебник, литературу к теме, пытаются освоить программу, опираясь на уже имеющиеся знания. Чаще это слушатели, которые пришли учиться не по собственному желанию – они работают в епархиальных службах, в православных гимназиях, но не имеют религиозного образования и начальство направляет их на учебу. Но одни воспринимают это с радостью и систематизируют свои знания (ведь, как правило, у этой категории учащихся знания действительно есть), а другие своим поведением, отношением к учебе начинают доказывать, что им это не нужно.

На что учащимся стоит обратить внимание в рамках ознакомительного курса, чтобы проще было учиться на основной программе?

– Важно внимательно читать задания, опираться на предложенную литературу для подготовки ответов, а не брать ответы с потолка. Ведь мы направляем учащихся не только вопросами и заданиями, но и ссылками на литературу.

Еще важно учитывать сроки выполнения заданий. В ознакомительном курсе, к сожалению, только одно задание имеет жесткий срок выполнения и этот аспект не удается проработать, с чем потом сталкиваются преподаватели « Основ Православия »: им приходится постоянно напоминать слушателям, что пора сдавать задания.

Вы первый преподаватель, который встречает будущих учащихся ИДО. По Вашим наблюдениям, кто и зачем чаще всего приходит сюда учиться?

– На «Основы Православия» многие абитуриенты приходят учиться тогда, когда воцерковляются. Видимо, у них есть духовники, советчики, которые направляют их, и такое взаимодействие дает двусторонний положительный эффект: с духовником обсуждают то, что изучают у нас, а с нами делятся тем, как пригождается в жизни изученный материал.

Есть и люди, которые уже давно воцерковлены, но им хочется систематизации, хочется глубже погрузиться в темы наших дисциплин. И я их очень хорошо понимаю: я тоже скучаю, когда у меня нет курса, – ведь в обычной жизни, в магазине, в маршрутке, мы не можем ни с кем обсудить, например, сегодняшнее Евангельское чтение. Людям необходимо пространство, где можно говорить на евангельские темы, обсуждать богословские идеи – это их духовная пища и они приходят насытить душу.

Читайте также:

«Задача программы «Основы Православия» – научить человека учиться»

Что дает учащемуся программа «Основы Православия», как освоить церковную историю за четыре дня и как дистанционные задания помогают понять характер ученика? 

Об этом – в интервью с преподавателем третьего модуля «Основ Православия» Натальей Николаевной Лупишко… Читать далее

«Возможность почувствовать, что человек в системе не один»

Что такое ознакомительный курс по работе в Системе дистанционного обучения ПСТГУ, почему он нужен абитуриентам, какие задания он включает и как его лучше пройти? Об этом – в интервью с преподавателем ознакомительного курса Марией Михайловной Панфиловой… Читать далее
Последнее изменение: вторник, 7 июля 2020, 23:18