«Задача программы «Основы Православия» – научить человека учиться»

22.11.2018

Что дает учащемуся программа «Основы Православия», как освоить церковную историю за четыре дня и как дистанционные задания помогают понять характер ученика? Об этом – в интервью с преподавателем третьего модуля «Основ Православия» Натальей Николаевной Лупишко.


Наталья Николаевна, Вы выпускница Волгоградского университета, математик. Как Вы пришли работать в ПСТГУ?

– Начать нужно с того, как я пришла сюда учиться. У нас с мужем четверо детей и, когда младшей дочери было два года, мы пришли к мысли о том, что нам надо взять ребенка из детского дома. Мы осознанно шли к этому, готовились, духовник нас благословил, мы больше полугода общались с восьмилетней девочкой, но в последний момент, когда мы начали оформлять документы, девочка сказала, что она не знает, хочет ли она с нами жить. Мы были готовы к разным трудностям, и это была последняя иллюзия, которая у нас оставалась: представление о том, что любой ребенок хочет в семью. Органы опеки тут же предложили остановить процесс. После этой истории я пребывала в подвешенном состоянии и, приходя на исповедь, постоянно говорила, что я не делаю добрых дел. И мой духовник на выбор предложил мне несколько разных идей, одной из которых было поступить дистанционно на программу ИДО ПСТГУ «Теология»: он смотрел в будущее, понимая, что у меня есть педагогическое образование, а ему понадобятся преподаватели.
На протяжении всего времени моей учебы я не знала, для чего учусь, и на все вопросы отвечала, что благословил духовник. Учиться оказалось очень интересно, захватывающе. Программу я закончила в 2012 году. Когда учишься несколько лет, вроде бы всем хочется уже поскорее закончить программу, но за эти годы втягиваешься в учебный процесс и, когда он заканчивается, хочется продолжать. Для меня продолжением стала возможность преподавания – сначала ознакомительный курс по работе в системе дистанционного обучения, потом – программа «Основы Православия». Ознакомительный курс мне предложили вести, поскольку у меня техническое образование и я всю жизнь проработала программистом.



Вы и сейчас совмещаете преподавание и работу программиста?

– Программирование я отпускала постепенно, и теперь уже отпустила совсем, полностью поменяв свою профессиональную жизнь. Закончив программу «Теология», я начала не только преподавать в ИДО, но и работать в центре дополнительного образования «БлаголепЪ», соучредителем которого является Иоанно-Предтеченский монастырь Астраханской епархии. Дети в этом центре получают художественное и музыкальное образование и знакомятся с Православием: изучают священную историю, историю Церкви, догматику. Там я преподаю православное вероучение и церковную историю, что перекликается с темами, которые включает программа «Основы Православия».

В гуманитарной сфере я чувствую себя очень уютно, впрочем, я никогда из этой сферы и не уходила: сама много читала, а дети учились в школе – четыре раза закончить с детьми школу – это не шутка!

Программа «Основы Православия» состоит из трех разделов и Вы ведете третий модуль, который изучается после Священной истории Ветхого Завета и Священного Писания Нового Завета. Какие темы в него входят, сколько времени на них отводится?

– На мой модуль отводится пять недель, он включает восемь тем, приблизительно по три-четыре дня на каждую.
Модуль базируется на уже полученных знаниях о Ветхом и Новом Завете – слушатели должны ими активно пользоваться, чтобы разобраться в догматике, понять устройство храма. И еще этот модуль отличается тем, что для его прохождения приходится задействовать больше источников информации, на некоторые практические вопросы слушателям предстоит отвечать, исходя из собственного опыта, искать ответы в книгах, в Интернете. 80% информации содержится в учебном пособии «Основы Православия», но оставшиеся 20% учащиеся должны уметь почерпнуть с внешних ресурсов.
Наш модуль содержит разноплановую информацию: догматика, устройство храма, история Церкви. Причем на историю Вселенской и Русской Церкви отводится по четыре дня. Конечно, за этот срок освоить церковную историю невозможно, но в задании есть текст, коротко, но емко излагающий историю Русской Церкви, начиная с Крещения Руси. Когда человек вдумчиво читает этот материал, он начинает осознавать роль Православия в жизни нашего государства, понимает: все, что мы имеем, стало результатом Крещения нашего народа. Мне кажется, именно это важно. И учащиеся в общих чертах начинают понимать, как жизнь Церкви развивается во времени.
И конечно, наш курс ориентирует больше читать на изученные темы. Некоторые слушатели пишут, что позже собираются вернуться к поднятым на форумах вопросам, поискать еще информацию, подобрать новые аргументы. И мы обсуждаем, какими источниками стоит пользоваться, а какими – нет, как сориентироваться в интернет-пространстве, кому можно доверять. Это тоже важно.



Что сложнее всего для слушателей? Наверное, освоить церковную историю за четыре дня?

– Если к нам поступает гуманитарий, церковная история не кажется ему очень сложной. Тем, кто после школы историю забыл, у кого техническое образование, вторая и третья темы модуля даются труднее. Нужно вспомнить ряд исторических фактов за длительный период, а чтобы вспомнить то, чего человек никогда не знал, приходится просматривать большой объем материала. Многие на этом спотыкаются, появляется искушение воспользоваться чужими текстами, начинает манить плагиат. Потом, переходя к изучению устройства храма, богослужения, церковных Таинств, учащиеся успокаиваются, эти темы им даются легче. Но если человек не ходит в храм, ему, возможно, проще справиться с заданиями по истории, чем освоить тему «Богослужение».

Вам как преподавателю какие темы и задания больше нравятся?

– Мне нравится начинать модуль: не только из-за содержания первой темы, посвященной Символу Веры, но и потому, что предстоит знакомство с новой группой, новыми людьми – это всегда интересно. Первая тема всегда проходит легко. И в исторических темах я чувствую себя достаточно уверенно. Мне тяжелее рассказывать про Таинства: все время кажется, что о Евхаристии должен говорить священник, ведь я сама не видела, что происходит в алтаре, только изучала это по книгам и смотрела видео. Но я понимаю, что это не объективный взгляд, а просто моя внутренняя проблема.
Я принадлежу к той небольшой группе людей, которые неуютно чувствуют себя в вебинаре, но все остальные виды работы в СДО мне нравятся: нравится обсуждать вопросы на форумах, проверять контрольные задания учащихся – тогда можно каждому человеку лично объяснить, в чем он ошибся, за что-то его похвалить.
Программа «Основы Православия» включает несколько автоматических тестирований, к ним можно возвращаться на протяжении всего курса сколько угодно раз – это тренировочные тесты, учащиеся проверяют в них свои знания.
Я просматриваю результаты тестов, смотрю, кто где ошибся, у кого какой процент правильных ответов. Это однотипная механическая работа, но она помогает понять, чему слушатели научились. Иногда это помогает и мне подкорректировать настройки теста: есть вопросы, ответы на которые нужно писать вручную, и в каждом потоке кто-то дает новый правильный вариант (в другом написании, падеже). В таких случаях я добавляю этот вариант в свою базу и меняю оценку за ответ слушателя, если компьютер его не засчитал.
На результаты тестов я смотрю и с психологической точки зрения: интересно, кто как проходит тест. Кто-то попробовал ответить один раз, получил четверку с минусом и успокоился. А кто-то, получив 85 баллов из 100, бьется, чтобы достичь 99. И за результат тоже борются по-разному: кто-то за один день делает несколько попыток: сначала получает 85, потом 86, потом 87… А кто-то после первой попытки возвращается к тесту на следующий день и сразу получает 95 баллов – видимо, человек успевает что-то прочитать, восполнить свои пробелы.
Так что даже данные по прохождению тестов помогают мне понять характер каждого слушателя – это тоже место, где можно лучше узнать моих учеников.


А в чем главная задача вашего модуля, в который включены такие разные темы?

– Актуализировать полученные знания, повернуть учащихся лицом к практике. Возможно, модуль кажется многим самым интересным на программе, потому что имеет практическое значение: люди начинают понимать богослужение, понимают, для чего они приходят на службу в храм. Ведь для любого человека, который раньше приходил на службу и не понимал текста, а потом вдруг понял какие-то слова, стихи – это уже большое открытие.
Догматика тоже приносит некоторым слушателям кардинальные открытия, переворачивает их внутренние представления о Церкви.
Таинства мы разбираем достаточно подробно, им посвящены четыре темы. Рассматриваем богословский смысл Таинств и их чинопоследование.
Когда мне предложили вести этот модуль, я немного переживала, справлюсь ли я с ним, ведь темы такие разноплановые и нужно хорошо знать историю. Но очная работа в центре дополнительного образования (я знакомлю подростков с историей Вселенской и Русской Церкви) мне очень помогла. И я рада, что благодаря слушателям развиваюсь сама, больше читаю, узнаю новое, учусь.
Задача, которую решает программа «Основы Православия», – не дать как можно больше знаний, а научить человека учиться, извлекать информацию из нужных источников. Так что, я думаю, своей цели курс достигает.

Продолжение интервью:


«Людям необходимо пространство, где можно говорить на евангельские темы»


Зачем нужен ознакомительный курс для абитуриентов программ ИДО? Сколько времени занимает этот бесплатный вводный курс, какие задания он включает, на что стоит обратить внимание, чтобы потом легче было учиться на основных программах? Об этом рассказывает преподаватель ознакомительного курса и программы«Основы Православия» Наталья Николаевна Лупишко. Первую часть интервью читайте здесь. Наталья Николаевна, расскажите об ознакомительном курсе по работе в Системе дистанционного обучения, который …

Читать далее

 ИДО ПСТГУ

Читайте также…

Абитуриентам открыт гостевой доступ в программу «Основы Православия»


В ИДО идет набор на дистанционную программу повышения квалификации «Основы Православия» осеннего семестра. За четыре месяца слушателям программы предстоит познакомиться с основными событиями Ветхого и Нового Завета и их святоотеческими толкованиями, а также с догматикой, церковной историей и особенностями богослужения. Всем, кто хочет увидеть программу «изнутри», теперь открыт гостевой доступ к третьему разделу программы – «Основы православного вероучения, церковной истории и …Читать далее

ИДО ПСТГУ

«Думаю, наших выпускников и их семьи можно назвать подвижниками»


Интервью с преподавателем программ «Основы Православия» и «Теология», иереем Владимиром Андони – настоятелем храма Богоявления в Усть-Уде Иркутской области. Отец Владимир, Вы уже 10 лет в священном сане. Ваше первое, светское образование связано с промышленной электроникой. Расскажите, как Вы стали священником и настоятелем храма? – После обращения к вере я постепенно начал посещать богослужения в своем городе – в Саянске Иркутской области. …Читать далее

ИДО ПСТГУ

Последнее изменение: Понедельник, 1 Июнь 2020, 00:50