Интервью с заведующим Лабораторией информационных технологий дистанционного обучения ПСТГУ Сергеем Анатольевичем Кинашом

Сергей Анатольевич, расскажите, в какой сфере Вы работали до того, как пришли в богословское образование?

– В 1984 году я закончил факультет электроники и счетно-решающей техники МЛТИ (так называемый «космический факультет»), работал на ВЦ института, учился в аспирантуре. В 1986 году меня пригласили в международное объединение «Элекс» и через два года назначили генеральным директором СКТБ Компьютерные Системы. Многие проекты СКТБ КС выполнялись для РЖД и в 2003 году меня пригласили в РЖД, где я стал курировать направление интеграции и унификации автоматизированных систем в составе АСУ РЖД. Летом 2008 года, по милости Божией, ко мне пришла вера, я начал ходить в храм, и моя жизнь стала коренным образом меняться. Отошли в прошлое большие руководящие должности и началось моё богословское образование, вначале самостоятельное, а затем на Высших Богословских курсах МПДА.


Как Вы начали заниматься дистанционным образованием и как пришли в ПСТГУ?

– В 2011 году, когда я учился на Высших Богословских курсах МПДА, меня пригласили перейти туда работать и отвечать за информационные технологии. В том же году архиепископ Верейский Евгений, ректор МПДА и председатель Учебного Комитета РПЦ благословил меня внедрять интернет-технологии для целей духовного образования. На ВБК дистанционное обучение внедрялось только на подготовительном отделении и к 2013 году эти работы завершились. Хорошо знающий меня священник благословил меня обратиться в ПСТГУ к проректору, протоиерею Геннадию Егорову. Как раз в это время в ПСТГУ начиналось внедрение новых информационных систем и поэтому меня приняли. А весной 2016 года отец Геннадий предложил мне участвовать в поддержке и развитии системы дистанционного обучения ПСТГУ, на что я с радостью согласился.

Дистанционное обучение (ДО) часто представляют себе чем-то вроде переписки по электронной почте и занятий по скайпу – насколько эти представления расходятся с реальностью? И зачем нужна специальная система дистанционного обучения, если есть почта, скайп?

– Разные вузы используют дистанционные технологии по-разному. Встречаются вузы, применяющие только электронную почту и скайп, но есть и такие, где внедрены информационные системы для создания полноценных электронных университетов, в которых студенты могут дистанционно получать образование даже более высокого качества, чем при очном обучении.

Попробую объяснить на простой задаче, зачем нужна система ДО. Представьте, что вы дистанционно преподаете некоторую дисциплину, которая длится один месяц и состоит из 10 занятий. У вас 15 студентов и вы пользуетесь только почтой. В каждом занятии по три вопроса, и по каждому вопросу с каждым студентом придется обменяться в среднем пятью письмами (вопрос, ответ, комментарий, дополнение, оценка). Это 10*15*3*5=2250 писем в месяц. Теперь представьте, что в вузе дистанционно преподаются десятки дисциплин и учатся сотни студентов. Вручную обработать такой поток информации через почту невозможно. Хорошая система ДО обрабатывает и организует информацию так, что преподавателям и сотрудникам не приходится тратить время на рутинные операции, и они могут заниматься только содержательной работой со студентами.

В системе ДО, в отличие от почты, преподаватели могут создавать электронные курсы с библиографией, текстами, изображениями, аудио- и видеофайлами и занятиями. У преподавателей есть возможность сочетать разные типы занятий, включая задания, форумы, тесты, лекции и вебинары, использовать индивидуальную и групповую работу, чтобы обучение для студентов было интересным и эффективным.

Насколько велик выбор систем ДО в мире? У них есть принципиальные отличия?

– Во-первых, системы ДО различаются набором функций для создания электронных курсов, для преподавания на этих курсах и для организации учебного процесса. Выбор систем большой, но полнофункциональных и устойчивых в развитии систем в мире не много – около двух десятков. Во-вторых, системы различаются в части программной архитектуры: есть открытые и закрытые системы, доступные только через облако и такие, которые вуз может установить на свой сервер. В-третьих, системы могут быть платными и бесплатными.

Дистанционные программы ПСТГУ с сентября 2017 перешли на платформу Moodle. Расскажите, почему была выбрана эта платформа, на какие задачи она прежде всего рассчитана?

– В 2013 году в ПСТГУ были внедрены новые информационные системы «Приёмная комиссия», «Деканат», «Ведомости» и «Нагрузка» и к началу 2016 года настало время их интеграции с системой ДО. Мы стали искать систему, в которую мы могли бы без участия разработчиков встраивать свои модули для интеграции и развития функционала. На основе международных рейтингов отобрали несколько лучших, сравнили их и выбрали Moodle. Это одна из самых развитых и популярных систем ДО в мире. По данным на сентябрь 2017 года ей пользуются более 110 миллионов пользователей из 223 стран.

Систему необходимо адаптировать под конкретный вуз или на базе Moodle можно работать без специальной «подгонки» под учебное заведение? В существующих сейчас программах ИДО используется максимум возможностей системы?

– Любая система ДО требует настройки для внедрения в конкретном вузе. Необходимо оформить внешний вид системы, наполнить справочники, создать страницу с контактами, настроить параметры безопасности, электронную почту, способы записи на курсы и тому подобное. Moodle – очень гибкая в части настроек система, поэтому дорабатывать программный код для большинства вузов не требуется.

Moodle имеет множество инструментов и настроек для создания курсов и организации учебного процесса. Изучение этих возможностей требует от преподавателей немало времени. По моим ощущениям, преподавателям ИДО ещё потребуется один-два семестра, чтобы в полной мере использовать основные функции системы.

Можно сказать, что выбор системы ДО – ключевой фактор для организации дистанционной работы учебного заведения?

Мне кажется, ключевым фактором является подготовка преподавателей. Хороший преподаватель и с помощью средней по функциям системы ДО сможет хорошо преподать предмет. Если у хорошего преподавателя будет хорошая система ДО, для учащихся это будет ещё лучше.

Для всех абитуриентов ИДО обязателен ознакомительный курс по работе в системе. В перспективе его не планируется заменить самоучителем?

– Ознакомительный курс, на мой взгляд, всё равно будет нужен, чтобы понять, способны ли абитуриенты пользоваться системой, и чтобы учащиеся не тратили время на освоение системы во время учёбы. В системе Moodle интуитивно понятный интерфейс и сейчас учащиеся работают в ней без самоучителя. Но самоучитель для учащихся планируется, чтобы им было ещё легче.

В системе Moodle для каждого элемента курса и каждого параметра есть встроенные мини-описания на русском языке, которые обновляются вместе с обновлениями системы. Таких встроенных мини-описаний несколько сотен и дублировать их в самоучителе, на мой взгляд, нет необходимости. Поэтому в самоучитель для преподавателей и сотрудников включены уроки только по сложным вопросам. По мере выявления таких вопросов в самоучитель будут добавляться новые уроки. Со временем этот самоучитель станет достаточно полным.

Со стороны кажется, что больше всего времени у Вас занимают ответы на вопросы пользователей в техподдержку. А на самом деле на что уходит больше всего времени и сил?

– Обработка заявок в техподдержку занимает относительно немного времени. В последний год больше всего времени уходило на развитие СДО: на создание форума для контрольной работы, на интеграцию с другими системами ПСТГУ, на интеграцию с банком, чтобы у учащихся была возможность оплачивать обучение из СДО с помощью банковских карт. Заметная часть времени уходит на работы, связанные с постоянным изменением среды системного и прикладного программного обеспечения, в которой функционирует СДО, и самой Системы.

Как быстро меняются системы ДО? Что Вам хотелось бы внедрить или усовершенствовать в системе дистанционного обучения ИДО?

– Для системы Moodle новые версии выходят два раза в год. Все инициативы вначале выносятся на голосование в мировом сообществе пользователей и самые востребованные реализуются в первую очередь. В последней версии 3.3 и в будущей 3.4 основные изменения направлены на повышение удобства преподавателей и учащихся в планировании и контроле прохождения курсов.

Если говорить о ближайшей перспективе, то мы с нашим программистом Семёном Бригаденко планируем встроить в СДО страницу техподдержки, добавить в форум скрытые сообщения, доработать элемент курса «задание», интегрировать СДО с системой Антиплагиат. Также мне хотелось бы совместными усилиями с другими сотрудниками и преподавателями внедрить в ИДО два процесса:

Во-первых, аудит электронных курсов для выявления и исправления неоптимального использования элементов курсов и их настроек, неработающих ссылок и других ошибок в курсах, которые отвлекают студентов и преподавателей от учёбы и снижают качество учебного процесса.

Во-вторых, анализ лучшего опыта дистанционного преподавания в системе Moodle, накопленного в ИДО, в других российских и зарубежных вузах, и повышение квалификации преподавателей ИДО путём изучения и применения этого опыта.


Вы видите, в каком-то смысле, изнаночную сторону учебного процесса – не результаты учебы, а то, как быстро учащиеся и преподаватели осваивают систему ДО. Как Вам кажется, здесь есть связь – человек, который быстро разбирается в системе ДО, имеет больше шансов стать хорошим преподавателем или успешно закончить учебную программу?

– Связь, конечно, есть. При дистанционном образовании система ДО является для преподавателей и учащихся инструментом для передачи и приёма знаний. Поэтому умение пользоваться системой – необходимое условие преподавания и обучения. Но, по моему мнению, это не является главным условием. Преподаватели, прежде всего, должны хорошо знать предмет и иметь способности к дистанционному преподаванию, а учащиеся – иметь высокую мотивацию к обучению. Эти качества могут во многом компенсировать недостаток опыта в использовании системы.


Последнее изменение: понедельник, 28 декабря 2020, 14:44