Начальник управления нефтяной компании: «Выступая перед аудиторией, я часто привожу в пример управленческие кейсы из Библии»
13.07.2022
Зачем в современном мире нужно богословское образование? Например, для того, чтобы принимать более эффективные управленческие решения. Или звучать более убедительно, выступая перед коллегами и бизнес-партнерами. Казалось бы, при чем тут богословие? Об этом рассказывает выпускник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), начальник управления информационных технологий «Сургутнефтегаза» Ринат Гимранов.
«Сейчас эпоха цифровизации, кругом много говорят о цифровой экономике, о технологиях, делающих работу более эффективной. Знания в области православной теологии и, в частности, антропологии помогают взглянуть на все это под особым углом.
Сегодняшняя цивилизация антропоцентрична, то есть исходит из представления о том, что человек — это центр Вселенной, царь природы, что все его желания и взгляды на мир должны быть безусловным ориентиром в любой деятельности. Это представление отражается на том, как мы планируем свою жизнь и работу, какие технологии развиваем, как организуем деятельность предприятий…
Но картина будет совсем иной, если исходить из того, что человек создан по образу Божию и призван к уподоблению своему Создателю. Из библейского Откровения мы знаем, что в определенный момент истории человеческая природа была повреждена, что в результате грехопадения она стала тленной, смертной и что это повреждение наследуется всеми людьми из поколения в поколение. А значит, человек совсем не идеален. Человек — это существо с нарушенной гармонией, и это проявляется во всем, говорим ли мы о взаимодействии его духа, души и тела или, к примеру, о взаимосвязи его разума, сердца и воли. Все составляющие человеческой природы действуют рассогласованно, они не в полной гармонии друг с другом. Если нарисовать модель человека и в качестве одной из заданных характеристик внести в нее такой фактор, как поврежденность, то мы увидим человека в совсем ином свете, не так, как видит его современная экономическая наука. И тогда мы сможем планировать действия, разрабатывать бизнес-системы, принимать решения более точные, адекватные реальности.
Компьютерные технологии алгоритмичны, то есть предполагают определенную последовательность действий. Они и человека рассматривают как один из элементов некоей идеальной системы, причем элемент прогнозируемый и четко действующий. Но человека невозможно встроить в строгую модель, потому что он не идеален, он не может действовать безупречно четко. В менеджменте есть такое понятие — «издержки оппортунистического поведения», оно описывает разные внеплановые ситуации, связанные с «человеческим фактором»: например, когда рабочий что-то случайно или преднамеренно ломает на производстве или не выходит на смену. В экономике есть понятие «ограниченной рациональности»: имеется в виду, что в реальной жизни люди не всегда выбирают самые рациональные решения, не всегда даже их ищут. То есть экономическая наука пытается учесть «человеческий фактор», но учитывает его далеко не в полной мере, и православная антропология могла бы тут сильно помочь.
Мне знакомство с ней очень помогает. Я понимаю, что не нужно ожидать от человека идеального поведения, которое привело бы к идеальным результатам. Мы часто предполагаем, что если задать человеку правильную мотивацию, учитывающую все его потребности по классической «пирамиде Маслоу», то он будет вести себя предсказуемо. Но на самом деле это совершенно не гарантировано.
Важно избегать и другой крайности, когда руководитель уверен, что все его подчиненные — люди настолько несовершенные, что от них можно ожидать только халатности и лени, и поэтому надо их «гонять». Наиболее продуктивно, на мой взгляд, опираться на уверенность, что каждый человек стремится к лучшему, зачастую даже не осознавая этого. Важно поддерживать это стремление в человеке, выражать ясные ожидания. И при этом понимать, что реализовать это стремление у каждого получается в разной степени.
Словом, без богословского образования я лишился бы очень многого как руководитель.
Кроме того, мне часто приходится выступать перед аудиторией, и, как человек, всерьез интересующийся Библией, не могу не использовать в этих выступлениях отдельные примеры из Священного Писания или известные мне мнения святых отцов. Когда используешь их — конечно, к месту и в меру, — это всегда звучит очень убедительно. Словно камнем что-то припечатываешь. Например, когда говоришь о том, как важно все делать вовремя, уместно вспомнить Екклесиаста: Не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их (Еккл 9:11). Умение использовать подобные изречения к месту и в правильном контексте является, как мне кажется, одним из важных личностных навыков (так называемых softskills) хорошего менеджера. Кроме того, это и миссия, потому что люди слышат слово Божие.
Библейские примеры я привожу и в своем курсе по менеджменту (принятию управленческих решений), который преподаю в магистратуре Института дистанционного образования ПСТГУ. Скажем, хороший управленческий «кейс» — история Иосифа, который, сделавшись доверенным лицом египетского фараона, создал эффективную систему сбора и распределения зерна (Быт 41). А случай Моисея, назначившего старейшин для разбора житейских дел и споров (Исх 18:13–26), — хороший пример делегирования полномочий»
Подготовил диакон Игорь Цуканов
Последнее изменение: четверг, 14 июля 2022, 14:46