«Если слушатели задумываются, как приложить изученное к своей духовной жизни, – это очень радостный итог обучения»
Интервью с разработчиком программы «Агиология», доцентом кафедры теологии ФДО, кандидатом педагогических наук Еленой Николаевной Никулиной (источник интервью - сайт ПСТГУ).
– Елена Николаевна, Вы автор курса «Агиология» и одноименного учебника. Расскажите, с чего все начиналось.
Прежде всего нужно сказать о том, что курс агиологии – это плод коллективного труда преподавателей и слушателей Факультета дополнительного образования.
Курс появился промыслительно. Мы знаем, воля Божия бывает видна из обстоятельств, из хода дел. На примере агиологии это хорошо видно. В программе по истории Русской Православной Церкви, которая изучается в нашем Университете, есть вопросы, посвященные русским подвижникам – благоверным князьям, преподобным, святителям. Во время учебы, при написании конспектов к экзаменам, ко мне пришло сердечное ощущение: «Какая же за нами сила — наши святые». Через несколько лет я случайно сказала протоиерею Геннадию Егорову, тогда декану Факультета дополнительного образования, что хорошо бы сделать курс про русских святых, так как нигде такого курса нет. Он сказал: «Делайте, но только про всех святых».
На первом этапе главная проблема состояла в поиске критериев систематизации большого объема материала. Сначала мы пытались идти по географическому принципу, то есть говорить о святых разных регионов мира. Информации было слишком много, вместить его в 15 лекций семестрового курса не получилось.
Структурировать материал помог интернет-курс агиологии. Отец Геннадий предложил провести эту работу вместе со слушателями. По совету отца Геннадия группе было предложено не только учиться, но и разрабатывать новую дисциплину. В ходе курса мы поняли, каким должен быть принцип систематизации: структурировать материал не по географии подвига, а по чинам святых.
К примеру, у нас был материал по теме «Православный Запад» о святых неразделенной Церкви, до XI века. В Галлии V века были такие же монахи, подвижники, как в Палестине, Сирии, Древней Руси, о них писал иеромонах Серафим (Роуз) в книге «Жизнь отцов». Были святители (святые архиереи), праведники, например, святая Женевьева Парижская. Это все хотелось собрать в один блок и подать так, чтобы учащиеся увидели весь сонм святых Запада. Но слушатели предложили «распотрошить» материал и присоединить к другим темам, потому что «святость – она везде святость». Святитель везде святитель — в Галлии, в Британии, в Ирландии, в Византии, в Сирии, на Руси; мученик – везде мученик, монах – везде монах. Эта идея оказалась абсолютно правильной, и вся информация поместилась в рамки, отведенные учебным планом. Мы сделали курс по чинам святых, внутри каждого чина дали описание подвига и его историю по регионам мира.
При разработке программы очень помогли коллеги из университета. Отец Геннадий Егоров на первом этапе подсказывал концептуальные вещи, предоставлял фактический материал, правил первые варианты конспекта лекций. Раздел о новомучениках и исповедниках Российских готовился при самом активном участии Ирины Владимировны Щелкачевой – референта ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева. Священник Сергий Львов подсказал, что историю подвига преподобных на Руси можно описать с опорой на работы И. М. Концевича, и мы этот раздел писали вместе. Юлия Владимировна Серебрякова делала много ценных замечаний.
– Тема святости. Если с ней соприкасаешься каждый день, есть опасность потерять чувство благоговения, упростить восприятие?
У нас было другое ощущение. Было страшно изучать то, что неизмеримо выше нас, непостижимо опытно, потому что мы не святые. Поэтому встал вопрос источников, на которые можно опираться.
Первым среди них назовем такую группу текстов, как «святые о святых». Это творения святых отцов, в которых говорится о святости и о разных видах подвига. Например, сочинения священномученика Киприана Карфагенского о мученичестве. Он пишет о том, что осуществил сам. Или сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова) о монашестве. Мы ему верим, потому что он в самом себе явил высоту монашеского подвига. Еще пример – рассуждения равноапостольного Николая Японского об апостольском служении. Когда достигший святости человек пишет о том, что знает и чем живет, для понимания сущности того или иного пути к святости это очень важно.
Вторая группа источников — это жития святых, написанные святыми. Если мы возьмем известные Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского на церковнославянском языке, «Книгу житий святых», написанную в XVII веке, то увидим, как тонко святитель чувствовал внутренний мир святого. Почему? В силу чистоты своей жизни, потому что сам был свят. Когда мы читаем жития святителя Димитрия, мы ощущаем, что все написанное – правда, что святой – это живой человек со своими внутренними борениями и немощами, но при этом с искренним стремлением ко Христу.
В курсе агиологии мы также используем Священное Писание, документы церковных Соборов, материалы Комиссии по канонизации, которые дают представление о современной ситуации, о том, как Церковь расценивает подвиг того или иного святого.
Еще один источник – это богослужебные тексты. Если святой канонизирован, пишется его житие, составляется служба, где есть материал, который показывает, за что Церковь почитает его подвиг. Скажем, служба юродивому помогает понять, что такое юродство. В Общей Минее есть служба лику юродивых, из нее по крупицам можно собрать «духовный портрет» святого юродивого, понять, что именно Церковь чтит в подвиге юродства – смирение, милосердие, молитву, бесстрастие, чудотворение, перенесение скорбей и болезней ради Христа.
Очень ценный источник – творения самих святых, особенно их дневники. Они показывают, какой ценой человек достиг святости, как он боролся с самим собой, как падал и вставал. В рамках нашего курса, например, изучаются дневники святителя Николая Японского, «Исповедь» святителя Патрика Ирландского.
То есть в курсе агиологии нет непроверенных материалов и выводов, мы сообщаем нашим слушателям только то, что хранится в Предании Церкви.
– Сейчас в книжных магазинах большое количество изданий о святых. Почему же программа «Агиология» актуальна и востребована?
К сожалению, сейчас много литературы о подвижниках благочестия, в которой отражено псевдоблагочестивое мышление, основанное на незнании православного предания. Авторы рисуют ложные образы, которые неопытный человек может принять за пример для подражания. В курсе агиологии мы стремимся дать эталон святого – преподобного, святителя, юродивого, который нам сохранило церковное предание в житиях святых, в святоотеческих творениях и богослужебных текстах. Хочется, чтобы слушатель, открыв в магазине спорное жизнеописание, почувствовал, что перед ним субъективные соображения автора, а не подлинная словесная икона святого.
Наш курс дает критерии оценки не только современной житийной литературы, но и проблем церковной жизни, например, проблемы старчества.
– Тема современного старчества, конечно, заслуживает отдельного разговора.
Да. На курсе агиологии мы ничего не можем сказать про современных подвижников, почитаемых как старцев, пока Церковь их не канонизировала; агиология изучает только святых. Мы стараемся дать образ святого старца таким, каким его сохранило церковное предание. Например, старец должен пройти очень долгий искус личного монашеского подвига — 20 лет и больше. Святые старцы имели благодатные дары – смирения, любви, утешения, рассуждения, различения духов. Рассматривая жизнь святых старцев, мы стремимся показать слушателям критерии, по которым можно понять, стоит или не стоит доверять тем или иным современным сведениям о старцах, стараемся помочь более трезвенно относиться к тенденции поиска старцев. Выше мы говорили про обилие жизнеописаний разного качества, из которых читатель может получить ложный ориентир для своей духовной жизни; имеет место фанатичное почитание некоторых монахов как старцев; организованы экскурсии «За советом к старцу» наподобие паломничеств по святым местам. Безусловно, и сегодня есть святые подвижники, великие молитвенники, но они скрываются от чужих глаз, как древние святые, сознательно уходят от народного почитания. Хочется, чтобы слушатели это понимали.
– Получается, что у курса несколько целей?
Да, у курса есть теоретическая, практическая и апологетическая цели. Теоретическая цель – дать представление о разных чинах святых, содержании подвига каждого лика святых и основных этапах его истории, о житийной литературе, проблемах канонизации святых. Практическая цель – показать пути к святости, доступные мирянину, а также помочь ему разобраться с проблемами, о которых мы говорили выше.
Что касается апологетической цели, тот тут нужно отметить, что даже у воцерковленных людей возникает много вопросов, связанных со святостью и святыми. Например, может ли канонизация быть ошибочной? Как относиться к грехам и ошибкам святых, которых известны из исторических источников? Почему святые иногда имели непростые отношения друг с другом? Есть вопросы по канонизации последнего императора, по старчеству и монашеству, многим непонятен подвиг юродства и так далее. Надеюсь, курс агиологии помогает сориентироваться в этих непростых вопросах.
В заключение хотелось бы отметить, что в конце курса многие слушатели задумываются о том, как подвиг святости реализовать в самих себе. Структура курса способствует такому настрою. Прохождение дисциплины начинается с апостолов, потом идут мученики, преподобные, святители. Последняя тема курса – «Святость в миру». В ней объединены несколько ликов святых: юродивые, благоверные, праведные. То есть с вершин святости, от апостолов – основателей Церкви, мы как бы спускаемся к обычным мирянам – святым, наиболее близким к нам по образу жизни. В конце курса мы говорим, что не только юродивые, преподобные, мученики, но и обычные люди могут приобщиться к подвигу святых; дается подборка святоотеческих текстов, показывающая, что для нас не закрыт этот путь. Логика курса: от вершин святости до святых мирян – подводит к тому, что человек как-то внутренне меняется или хочет измениться. И, если в конце курса слушатели задумываются, как приложить изученное к своей духовной жизни, – это очень радостный итог обучения.