В 2004 году в ПСТГУ была запущена первая система дистанционного обучения. Группа преподавателей с разных кафедр Университета прошла курс повышения квалификации. Этот курс был организован и проведен руководством и преподавателями Института открытого бизнес-образования, который был партнером ПСТГУ в сфере дистанционного обучения: отчасти по его инициативе в нашем Университете были внедрены дистанционные образовательные технологии, а сам Институт послужил нам примером в их применении.

Первое же серьезное погружение в опыт дистанционного обучения Института открытого бизнес-образования, к которому приобщились преподаватели Университета, а также собственные попытки разработки дистанционных образовательных программ показали, что в методическом аспекте зарождающийся проект не похож ни на одну из существующих форм обучения. Это не было заочным обучением «через Интернет», потому что контакт обучающего и обучающегося был непривычно интенсивным, однако сравнить эту форму с очным обучением тоже было нельзя из-за невозможности одновременного присутствия всех участников в одной аудитории, того самого контакта «глаза в глаза», который зачастую считается главным и незаменимым достоинством очного обучения. Налицо был феномен, который требовал исследования и адекватного применения. Ситуация усугублялась и тем, что Университет, в отличие от «родоначальника» своего дистанционного обучения, имел дело с особым знанием, которое не только затрагивает мировоззренческий аспект, но и имеет непосредственное отношение к подлинной духовности. Это требовало не только элементарного знакомства с возможностями новой образовательной технологии, но и поиска ответа на вопрос: возможно ли ее использование в богословском образовании? И если да, то в какой форме? Не требует ли новая методика изменений в самой программе: развития, дополнения или наоборот – сокращения?

Вторым важным выводом из первых опытов реализации дистанционных образовательных программ стало понимание необходимости дополнительной подготовки, причем не только для «дистанционных» преподавателей, но и для «дистанционных» учащихся. Элементарный курс ознакомления абитуриентов с системой дистанционного обучения следовало построить не только в пропедевтическом ключе, требовалось увеличить так называемую адаптационную составляющую, которая позволила бы будущим учащимся ознакомиться с методикой на практике и оценить свои силы и возможности для дистанционного обучения в ПСТГУ.

Практически сразу стало очевидным, что все изложенные выше проблемы и вопросы требуют концентрации усилий – как в плане науки, так и в плане методики. Поэтому в 2004 году было принято решение о создании в ПСТГУ новой кафедры с длинным названием «Кафедра новых технологий в гуманитарном образовании». Возглавить кафедру было предложено ректору Института открытого бизнес-образования Юрову Сергею Серафимовичу. Кафедра вошла в структуру Факультета дополнительного образования, который на тот момент уже готовил слушателей по программам очного и очно-заочного обучения.

Видно, что название новой кафедры не отражает возложенных на нее задач в полной мере, так как под словосочетанием «гуманитарное образование» скрывалось в первую очередь образование богословское. Первые дисциплины, закрепленные за кафедрой, характеризовали начальный круг проблем, которые предстояло решить в первую очередь. Это были модули программы «Основы Православия», ознакомительный курс «Основы учебы в Интернете» и «Основы преподавания в Интернете».

Первые пять лет существования новой кафедры были очень плодотворными. Велись активные исследования в области организации дистанционного обучения, применимости дистанционного обучения к богословским дисциплинам и выявлению соответствующих методических подходов, а также адаптации будущих учащихся к системе дистанционного обучения в широком смысле (к методике, к организации, используемым техническим и программным средствам). Разрабатывались и сразу внедрялись новые образовательные программы – долгосрочная программа профессиональной переподготовки «Теология», краткосрочные курсы по богословским и смежным дисциплинам (церковнославянский язык, систематическая философия и др.). На основе полученного опыта и с учетом выявленной специфики преподавания богословских дисциплин был коренным образом переработан ознакомительный курс для абитуриентов и разработан фактически заново собственный оригинальный курс подготовки преподавателей для работы в системе дистанционного обучения ПСТГУ.

С 2006 года проводились ежегодные семинары по проблемам дистанционного обучения, на которые приглашались коллеги из других вузов, имеющих развитую систему дистанционного обучения, а также специалисты Русской Православной Церкви, занимающиеся образованием. По тематике кафедры были реализованы две многоэтапные научно-исследовательские работы по договорам с Университетом, а также получены три гранта от внешних заказчиков для разработки конкретных образовательных проектов для разных целевых аудиторий.

В 2009 году дистанционное обучение в ПСТГУ достигло такого уровня, что стало ясно: существует реальная возможность организации «смешанного» обучения и внедрения использования дистанционных образовательных технологий на прочих кафедрах Университета. Одновременно было принято решение о необходимости перехода на новую, более современную платформу для организации дистанционного обучения, предполагающую бóльшие методические и технические возможности. После исследования рынка программного обеспечения, была выбрана и приобретена новая система дистанционного обучения.

Были проведены несколько курсов повышения квалификации для преподавателей Университета, желающих использовать в своей преподавательской работе дистанционные образовательные технологии. На основе результатов деятельности кафедры НТГО были разработаны общеуниверситетские методические рекомендации по применению системы дистанционного обучения и порядок ее использования.

В числе произошедших изменений была и передача «дистанционных» богословских дисциплин, реализуемых кафедрой НТГО и входящих в состав образовательных программ, на профильную кафедру Теологии. Целью было обеспечить единство содержания дисциплин при использовании различных образовательных технологий. За кафедрой оставались подготовка абитуриентов к обучению в системе, обучение действующих преподавателей работе с новой системой дистанционного обучения, а также разработка и реализация отдельных дистанционных курсов.

Однако будущее показало, что прогнозы о развитии дистанционного обучения в ПСТГУ не оправдались. Причины еще требуют детального изучения. Но уже сейчас можно предположить, что не последнюю роль сыграла недооценка последствий смены платформы для дистанционного обучения: дополнительные инструменты, предоставляемые новой системой, потребовали уточнения методик и переработки существующих курсов.

Кроме того, за последние несколько лет существенным образом изменились требования к богословскому образованию и ожидания Церкви в этой области.

По ряду причин руководство Университета решило выбрать кардинально иной путь: полностью отделить дистанционное обучение от «традиционных» форм, предоставив возможность программам, применяющим дистанционные образовательные технологии, организовываться и развиваться в отрыве от всех прочих программ. Как предполагается, это позволит не только восстановить утраченные возможности для развития методики преподавания богословских дисциплин, но и более чутко и содержательно реагировать на изменения в запросе на богословское образование и подготовку специалистов для Церкви.

В 2015 году в составе ПСТГУ был создан Институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в структуру которого была переведена кафедра НТГО. С этого же года на кафедру были отнесены все дисциплины, входящие в состав программ, при реализации которых используются дистанционные образовательные технологии. Перед кафедрой встали фактически те же задачи, что и в 2005 году, но на качественно ином уровне. Этот уровень обеспечивается как современной ситуацией в области образования и развития IT-технологий одновременно, так и наличием в ПСТГУ солидной базы по разработке методик дистанционного обучения и опыта их практической реализации. Все это предполагает, что к результатам деятельности кафедры будут предъявляться более высокие требования, чем прежде: необходимо не только не растерять накопленный опыт, но и качественно его преобразовывать, обогащать, способствуя достижению главной образовательной цели Института.


Меланина Татьяна Владимировна

 зав.кафедрой НТГО Института ПППК,

нач. Учебно-методического управления ПСТГУ.

Последнее изменение: воскресенье, 15 марта 2020, 15:24