Елена Александровна Любченко, Москва, выпуск 2017 года
Об обучении в ИДО ПСТГУ говорить можно много. В целом это обычное обучение в вузе – столь же серьезное и объемное. Разве что вам не приходится ходить на лекции и сдавать «проходные» предметы типа математики, информатики и еще чего-нибудь подобного. Поскольку рассказать все невозможно, опишу лишь некоторые моменты.
Режим обучения
Обучение в ИДО ПСТГУ дистанционное. Это означает, что в течение семестра вы занимаетесь – выполняете задания, отвечаете на вопросы – исключительно через Интернет. Даже сдача зачетов и экзаменов ведется дистанционно. Все необходимые материалы и рекомендации выдаются в электронном виде. Так что общение с компьютером более чем тесное: вы за ним живете вечерами и по выходным. Единственный вариант очного общения – выпускной экзамен (коллоквиум).
Есть и промежуточный вариант общения, очно-заочный. Это – вебинары, во время которых вы, сидя дома за компьютером, имеете возможность видеть и/или слышать преподавателя и одногруппников. Правда, эта возможность сильно определяется погодными условиями и возможностями вашего Интернета: у нас иногда общение зависало, едва начавшись. Но что тут поделаешь? Издержки цивилизации, никоим образом не зависящие от преподавателей и организаторов обучения в целом…
Темпы работы
Нужно быть готовым к весьма напряженному темпу работы. Каждый семестр пролетал незаметно: приходилось, без всяких преувеличений, учиться днем и ночью. Поскольку обучение, хоть и дистанционное, носит преимущественно вечерний характер, у вас будет занято все свободное время. Как рассказывал один из обучавшихся ранее, ему приходилось спать всего по 2-3 часа в день, чтобы успевать. Так что легко не будет, это можно сказать однозначно. Но зато очень интересно и познавательно.
Объемы информации
Объемы материалов, которые необходимо переработать и осмыслить, – большие. Поэтому в течение семестра вы находитесь в режиме непрерывного поглощения информации. Для справки: по некоторым курсам приходилось в течение 2-3 суток «переварить» чуть менее 100 страниц печатного текста… По моим воспоминаниям, столь насыщенными оказались курсы Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, истории Русской Православной Церкви («древний» и новейший блоки) и др. Тяжко мне пришлось и в курсе нравственного богословия, который строится преимущественно на святоотеческих текстах. А это уже испытание не только объемами, но и логикой построения текстов, особенным философско-богословским языком изложения…
Я читала все свое свободное время, даже в обеденный перерыв на работе, чтобы успевать пропустить через себя материал и выполнить задания. При этом часто возникала ассоциация с гусеницей, которая перед окукливанием начинает в больших количествах и в непрерывном режиме поглощать всю зелень вокруг себя. Интересно, получилась ли из меня бабочка?! Не знаю…
Форма занятий
В рамках дистанционного обучения у нас присутствовали четыре основных формы занятий: индивидуальные задания, коллективные работы, форумы и вебинары (онлайн-семинары). Помимо этого предлагается написать письменную работу и, конечно же – коллоквиум в конце обучения.
Индивидуальные задания представляют собой письменные ответы на предварительно сформулированные вопросы. Как правило, преподаватели требовали, чтобы ответ на каждый из вопросов составлял от 1/3 до 1 листа текста. Учитывая, что в некоторых курсах число вопросов на задание доходило до 5-7, можно предположить объемы печатаемого текста. Впрочем, некоторые таблицы выходили и более «пухлыми»…
Коллективные работы – это рефераты и/или доклады на заданную тему и их обсуждение в рамках общего форума. Здесь уже часто приходилось самостоятельно копаться в дополнительных источниках. Особенно меня впечатлил опыт изучения истории Албанской Церкви по Ее сайту. Как Вы догадываетесь, – на албанском и английском языках. Так что за время обучения в ПСТГУ заодно есть шанс еще и пару-тройку дополнительных языков приобрести.
При работе в форуме проходит коллективное обсуждение заранее предложенных вопросов по теме. Здесь много схожего с индивидуальными заданиями. Разве что общение идет не тет-а-тет с преподавателем, а всей группой сразу. Для меня форумы оказались весьма полезны, поскольку, помимо разных подходов к одному и тому же заданию, одногруппники давали ссылки на дополнительные, ранее не известные, источники информации.
Вебинары бывают не часто, чем некоторые мои одногруппники были весьма огорчены: живое общение дает порой намного больше, чем любое, даже самое свободное, «стучание по клаве». Время проведения семинаров всегда заранее согласовывается. Как правило, у нас они проходили с 21:00 до 24:00 по московскому времени, т.к. были учащиеся из Сибири и с Дальнего Востока.
Дополнительно хотелось бы отметить, что, несмотря на строго заданный формат «преподаватель – студент», общение часто носило полуформальный характер, в духе живого обсуждения, спора. Часто преподаватели задавали вопросы таким образом, что ответить на них просто формальным определением или выпиской из учебника не получалось. Приходилось размышлять, синтезируя ответ в виде сплава знаний из разных пройденных (а иногда – еще предстоящих) курсов.
На мой взгляд, это весьма ценный опыт, поскольку в жизни нам чаще приходится дискутировать именно в таком режиме: делать, например, исторический обзор формирования законодательства Древней Руси на основе Кормчей, попутно объясняя, что такое симфония власти, в чем отличие этого подхода от сложившегося в католических и протестантских странах (заодно еще и вспоминая, чем отличаются сами ветви христианства), что говорил Господь и писал ап. Павел про подчинение властям и прочая-прочая-прочая. В общем, «начали с рецепта яичницы, а пришли к современным тенденциям мирового балета».
Во время учебы временами казалось, что все, пройденное уходит как вода в песок, безрезультатно. Однако неоднократно убеждалась, что это не так. Вдруг, в разговоре «проскакивали» полученные знания, появлялась возможность вести полемику, аргументированно отстаивать свою веру. После прохождения курса «Богослужебный Устав и гимнография» с радостью обнаружила, что богослужение в храме – уже не сплав малопонятных песнопений и жестов, но живое действо, частью которого стала и я. А после иконоведения понемногу стала узнавать «знакомые» лики и читать надписи, в росписи храмов видеть нечто большее, нежели «украшательство». В общем, церковь стала для меня настоящим домом. После изучения Священного Писания эти тексты наполнились особым смыслом, а толкования святых отцов стали хорошим подспорьем в духовном чтении. Впрочем, перечислять обретенные знания можно до бесконечности.
Произошло и еще одно изменение. И это был уже качественный скачок: я вдруг увидела и осознала, что в моей жизни нет ни единого момента вне Бога. Вдруг обнаружилось, что те самые нормы морали и нравственности, признаки «хорошего воспитания», которые прививали в детстве мне и которые позже я пыталась вложить в свою дочь, – не что иное, как упрощенно изложенные заповеди. А ответ на любой мучающий меня вопрос можно найти в словах Господа, апостолов и святых отцов. Да и сами метания столь же «новы», как и этот мир… Были и другие, более личные, «откровения», позвольте мне их не озвучивать.
А еще появилось желание поделиться полученным «сокровищем». Но это уже другая история…
Последнее изменение: вторник, 21 апреля 2020, 18:07