Хочется сердечно поблагодарить всех причастных к созданию дистанционной системы обучения. Нелегкая это задача – сделать что-то очень нужное в этом мире. Много приносит новых искушений современный нам век, но также приносит и невиданные доселе возможности. Созданная система дистанционного обучения ясно показывает, что серьезная учеба возможна для всех, вне зависимости от места проживания (был бы интернет) и многих личных трудностей. Главный враг у этой системы – потенциальное желание известных лиц не помогать учиться, а продавать корочки. К счастью, в нашем случае этим никто не занимается, наоборот, видно не только искреннее желание научить, но и большие достижения на этом трудном пути.

Какие это достижения? Прежде всего, хорошие программы, в которых расставлены нужные ориентиры, так сказать, создающие условия для осмысления уже имеющихся знаний и дальнейшего плодотворного развития. Здесь речь идет, конечно, не только о знаниях, а о духовном опыте, подкрепленном знаниями. Самоучкой создать такую продуманную систему фактически невозможно.

Во-вторых, в рамках обучения все время надо было заниматься творчеством. Даже в дневной системе обучения, которую я прошел по своей специальности, пассивные формы преобладали. Без таких форм не обойтись: надо читать, надо слушать, но здесь происходит все в непрерывном творческом процессе. Одно дело, когда я хожу на лекции, где я могу и спать, а потом, ближе к зачетной неделе, начинаю выдавать какие-то задания, другое – когда активное обучение (а оно в несколько раз продуктивней пассивного) происходит всегда.

В-третьих, модульный принцип (изучение одновременно одного предмета) дает возможность концентрации. В институте такая концентрация достигалась при подготовке к экзамену (три-пять дней), а здесь она продолжается один-два месяца. Это огромная разница! Надо признать, что вопрос несамостоятельного (нетворческого) выполнения заданий и здесь остается актуальным, но, считаю, что у преподавателя есть все средства, чтобы почувствовать правду. Иногда может не хватить смелости обличить нерадивых студентов.

В-четвертых, преподаватели подобраны все знающие и верующие. Степень их активности была, конечно, разная, но иначе и не бывает.

В-пятых, творческие задания были разнообразные: ответы на контрольные вопросы, доклады, совместные работы, обсуждение вопросов на форуме, чаты и вебинары (техника пока подводит).

В-шестых, очень хорошо налажено междисциплинарное взаимодействие предметов – в рамках новых все время приходится вспоминать старые.

Итак, если кто надумает поступать, то приготовьтесь к непрерывной работе. Она дает свой плод. Это очень интересно, но и трудно, конечно. Каникулы летом и в январе очень кстати, без них не выдержать.

Недостаток у дистанционной формы один – отсутствие личного живого общения, точнее, наличие только редуцированных его форм. Было бы здорово встречаться почаще, чем один раз на экзаменах, но это мечты. Впрочем, если набирать группы из одного города, что в нашем случае не реально, а в каких-то областях было бы возможно, то получилась бы вообще идеальная система обучения.

Очень жалко, все-таки, что сейчас не предусмотрена дипломная работа – она бы много дала. Экзамены этого не дают. Форма экзаменов, возможно, и интересная, но лично меня не очень впечатлила. Необходимость выдавать концентрат большого вопроса за пять-семь минут – это не по мне, хотя, возможно это и важный навык, но весьма специальный и узкий, характеризует только одну небольшую грань. Я всегда теряюсь в таких ситуациях. По своей основной специальности неоднократно сталкивался с ситуациями, когда совершенно некомпетентные специалисты обладали таким искусством впечатлять начальство, что можно было только удивляться, а те, кто нес основную ответственность, выглядел в их глазах неубедительно. Экзамен тет-а-тет дает возможность хорошему преподавателю лучше понять, что же получилось на выходе. Отмечу, все-таки, что оценка на экзамене – это не принципиально.

Учиться было очень интересно. Многие выпускники отмечали, как у них поменялось мировоззрение. Про себя я так сказать не могу: хотя многие вопросы прояснились, общее ощущение у меня не поменялись – я уж давно воцерковлен и учусь постоянно. Очень советую всем, кто чувствует Божественный призыв, окунуться в этот мир.


Последнее изменение: вторник, 21 апреля 2020, 18:08