Екатерина Владимировна Суровцева, Москва, выпуск 2021
Помню, агиографией заинтересовалась ещё на 2 курсе филологического факультета, когда пришла в семинар по древнерусской литературе к замечательному преподавателю Алексею Аркадьевичу Пауткину. Моя самая первая курсовая была посвящена житию Бориса и Глеба в сопоставлении с житием Вячеслава и Людмилы Чешских. Тогда же у букиниста купила федотовскую книгу «Святые Древней Руси» и наиболее въедливо прочитала главу по теме курсовой – о Борисе и Глебе. Чуть позже так же въедливо прочитала главу о Сергии Радонежском – одном из моих самых любимых святых. Потом в моём изучении житий наступила длительная пауза, когда я занималась другими темами, а после этой паузы я вернулась к житиям – но уже не древнерусским, а к современным. В основном это, понятно, новомученики и исповедники. А ещё спустя я узнала о дистанционном обучении в Свято-Тихоновском университете, посмотрела перечень курсов – и поняла: вот оно, то, что мне нужно! С великим удовольствием и радостью прошла курс «Агиология», который помог мне систематизировать те знания, которые я уже получила, хотя и сумбурно. Получила новые знания – в том числе и о том, какую литературу необходимо читать по теме. Кстати, в числе книг, рекомендованных для прохождения курса, значится и тот самый Федотов, которого на сей раз я прочитала ещё разочек въедливо и целиком!
Для себя в курсе агиологии я нашла много созвучных тем – мученичество, судьба Русской Церкви в XX веке и новомученики, подвиг святителей и Патриарх Тихон (анализ его жития было одним из заданий), Сергий Радонежский как «возродитель» (простите за новое словечко) русского монашества и как «Игумен земли русской».
По своей основной специальности я литературовед-русист и могу точно сказать, что курс агиологии для специалистов по русской словесности жизненно необходим. Для специалистов по Древней Руси и по современной церковной словесности – в первую очередь. Но и для тех, кто занимается светской литературой, агиология не менее важна. Вспомним хотя бы образы праведников Лескова или отзвуки житийной литературы в литературе светской. Или, например, такой «сюжет», как посещение русскими писателями Оптиной пустыни. Для адекватного понимания этих тем знакомство с просто агиологией необходимо.
Мне понравилась форма сдачи заданий. Мы должны были пройти только три теста (причём допускалась «переэкзаменовка» для повышения балла), остальные задания – ответы на вопросы и форумы-семинары – предполагали написание нормальных текстов (хотя на форумах-семинарах эти тексты должны были быть более краткими, чем в ответах на вопросы). Кроме того, предлагалось выполнить анализ конкретных произведений (например, жития Патиарха Тихона). В качестве плюсов преподавания укажу и то, что к учебнику (очень хорошему!!!) давалась также дополнительная литература – например, материал из книги по иконописи. По целому ряду вопросов надо было не только изложить освоенный фактический материал, но и высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Понятно, что по любому предмету нужно сперва освоить минимум, изложенный в учебнике, однако, с другой стороны, у взрослых людей спрашивать простой пересказ этого самого учебника, мягко говоря, несерьёзно.
В общем, курс я прошла с большой пользой для себя и теперь рекомендую его всем!