В дистанционной учебе помимо учащихся и преподавателей есть и третья сторона – администраторы образовательных программ. Именно на них ложится основная нагрузка во время приема абитуриентов, они ведут документацию и проверяют настройки курсов, помогают в поиске решений проблем, выступают в качестве связующего звена между учащимися и преподавателями… А вот со стороны работа администраторов не очень заметна – мы рассказываем о преподавателях, публикуем отзывы выпускников и учащихся, но сотрудники, которые помогают им в процессе учебы, остаются немного «в тени».

В этом интервью попробуем раскрыть секреты работы администратора. В чем ее главные сложности и основные задачи? Что радует и огорчает администратора, что он может посоветовать новым учащимся? Об этом – а также о собственной учебе и интересе к педагогике – рассказывает администратор магистерских программ ИДО Светлана Николаевна Аксютина:


Светлана Николаевна, когда и как вы начали работать в ПСТГУ?

- В ПСТГУ я начала работать в 2015 году, после окончания бакалавриата. Тогда наше подразделение называлось Институтом профпереподготовки и повышения квалификации, но это название потом поменялось на «Институт дистанционного образования», где я сначала проработала до сентября 2016 года, а потом благополучно ушла в декретный отпуск и вернулась к работе в 2019 году, только уже не на программы повышения квалификации, а на программу магистратуры и программу проф. переподготовки «Теология».

В работе администратора образовательных программ можно выделить несколько сторон: работа с людьми, с документами, с системой дистанционного обучения... Какая сторона для вас наиболее важная или наиболее сложная?

- Конечно, работа с людьми. Важно выстроить и поддерживать связь с учащимися, помогать преодолевать возникающие проблемы.

Во время учебы в университете (на бакалавриате) я работала куратором в волонтёрском центре. Эта деятельность несколько схожа с тем, чем я занимаюсь сейчас. Конечно, есть специфика – это православный университет и соответствующий контингент людей, которые приходят учиться. Когда я начинала работать на программах повышения квалификации, абитуриенты заполняли анкету, где писали свои автобиографии, с которыми мне приходилось знакомиться в силу обязательств. Было радостно, что мне предстоит работать с людьми, близкими по духу и мировоззрению.

Если коснуться других сторон работы администратора, насколько сложна для вас именно техническая сторона? Приходится тратить усилия, чтобы освоить разные возможности системы дистанционного обучения? Есть ли в этой стороне работы место какому-то творчеству для вас?

- Техническая сторона работы за эти годы, конечно, изменилась в лучшую сторону. Благодаря чему многие административные процессы проходят быстрее и проще. Система дистанционного обучения регулярно обновляется и, чтобы работать в ней и помогать ориентироваться студентам, нужно постоянно осваивать новые возможности.

Раньше у нас был ознакомительный курс для абитуриентов, на котором они осваивали систему дистанционного обучения с преподавателем, а сейчас с абитуриентами во время приёма работает администратор и, соответственно, приходится настраивать курс для приёма документов, узнавать его технические стороны. Это нужно, чтобы дать представление абитуриентам о том, что их ожидает внутри учебного курса. Иногда к нам приходят люди, которые не имеют опыта обучения в подобной системе и им нужно время на адаптацию. Как правило, они привыкают спустя пару недель или месяц.

Во время обучения в магистратуре ПСТГУ, на историко-филологическом факультете, был предмет, где мы учились создавать учебные курсы на платформе Moodle, что отчасти позволило понять, как работают преподаватели в нашей системе обучения. Я поняла, что работа в курсах Moodle требует не только определенных навыков, но и таланта.

Что касается работы с людьми, она тоже состоит из двух направлений – работа с абитуриентами и работа с учащимися. Что сложнее: приёмная кампания, где новые люди постоянно задают вопросы, или постоянное взаимодействие с теми, кто уже учится?

- Приёмная кампания, конечно, интенсивнее и более трудозатратна, в краткий срок надо оперативно дать ответы на большое количество вопросов, проверить задания в курсе Приёма документов, собрать портфолио абитуриентов для комиссии. Когда процесс обучения начался, если студент вошел в колею и учится нормально, мы уже меньше с ним контактируем. В этот период больше приходится общаться с теми, кто испытывает сложности в процессе обучения.

Администратор взаимодействует и с преподавателями. В основном по организационным вопросам во время сессии или в течение семестра: скажем, студент перестает заходить в учебный курс, преподаватель не видит от него никаких сообщений, не понимает, что с ним происходит, – он хочет бросить учебу или у него что-то случилось? В таком случае задача администратора – в нужный момент быть связующим звеном между преподавателем и учащимся.

Приходится вам ходатайствовать перед преподавателями за студентов?

- Конечно, и такое бывает, потому что преподаватели не всегда могут знать о каких-то обстоятельствах, затрудняющих обучение студента. Администратор знает предысторию, например, у студента есть задолженности, потому что он родителей потерял и у него тяжёлый жизненный период, приходилось брать академический отпуск, требуется время на доработку заданий. В подобных случаях администратор может выступать ходатаем перед преподавателем.

Вам удается как-то разграничивать работу и жизнь, сохранять баланс или все равно постоянно приходится быть на связи, ведь и абитуриенты, и студенты из разных часовых поясов постоянно пишут с разными вопросами и проблемами?

- Мне кажется, должен быть гибкий подход – надо понимать, кто пишет, когда, откуда, и тут уже подстраиваешься под ситуацию. Тем более, когда идёт приём документов. Обычно это отпускное время и близкие уже привыкли, что каждый день несколько часов приходится отдавать работе. Конечно, погружаешься целиком, и сложно разграничить работу и личную жизнь. Семья помогает сохранить жизненный баланс.

Постоянное общение, консультации, ответы на вопросы, разрешение проблем наверняка забирает много сил и ресурса. Как Вам удается его восстанавливать?

- К работе с людьми, которые ко мне обращаются за помощью и консультацией, я стараюсь относиться как к служению. Бывает радостно, когда студенту удаётся решить возникшую проблему.

А что особенно огорчает? Когда в последнюю ночь документы подают, к примеру…

- Ну, это обычное дело - заскочить в последний вагон. И это довольно частая проблема, когда документы подаются за считанные часы до окончания приема. Но бывает так, что и такие люди поступают и успешно учатся.

Огорчает, когда учащиеся или абитуриенты не отвечают на важные организационные письма, сроки выходят и администратор вынужден звонить по телефону или связываться через социальные сети.

Про работу вы рассказали, а теперь хочется узнать про вашу учебу. Как возникло желание пойти учиться в магистратуру историко-филологического факультета ПСТГУ по педагогике?

- Так сложилось, что бакалавриат я окончила в другом университете, но желание учиться в ПСТГУ возникло еще в школе, и это желание время от времени о себе напоминало. Наступил подходящий момент, когда ребёнок подрос, стало больше свободного времени. И потом, работая в образовательной среде, в определённый момент я почувствовала необходимость получить новые профессиональные знания. Педагогическая магистратура, конечно, помогла глубже изучить образовательный процесс.

Какое направление магистратуры и тему магистерской вы выбрали?

- «Религиозное образование в России и за рубежом», это направление отчасти  пересекалось со сферой моей деятельности. Тема магистерской тоже ей соответствовала, исследование было посвящено развитию дистанционного образования в духовных образовательных учреждениях Русской Православной Церкви. Например, в Институте дистанционного образования большая база наработана, можно было изучить документы, интервью, историю возникновения нашего института. Это помогло многое переосмыслить.

Что, помимо магистерской работы, было особенно интересно в процессе учебы? Какие-то любимые предметы? 

- Много интересного было на протяжении всего обучения. Были интересны методические дисциплины, посвящённые составлению уроков и выстраиванию учебных курсов. Каждая дисциплина и преподаватели оставили свой след, но из любимых могу выделить «Медиакультура и книга», «Церковнославянский язык и методика его преподавания», «Сравнительное богословие» и «Этика и аксиология в религии». У меня маленький ребёнок, и благодаря этим предметам некоторые акценты в воспитании упорядочились. Например, после изучения дисциплины «Этика и аксиология в религии» стало понятно из антропологической модели свт. Феофана Затворника, что если в воспитании детей уделять больше внимания наукам, это может охладить веру и сердечную теплоту в ребёнке. Важно не забывать об этом.

Планируете ли вы как-то продолжать исследования, например, в аспирантуре, либо применять эти знания – преподавать очно или дистанционно?

- В аспирантуру я пока не планирую, а преподавать было бы интересно, может быть, детям, например, церковнославянский язык. Детям хотела бы преподавать очно. Взрослым можно дистанционно, но тут нужен правильный методический подход к построению курса.

Когда говорят об очном и дистанционном обучении, часто приводят аргумент, что для взрослых подходит дистанционный формат, но детям нужен очный контакт с преподавателем. Вам нравится общение с детьми, поэтому было бы интереснее очно с ними общаться? Или вы считаете, что, в принципе, детям, дистанционный формат менее показан из педагогических соображений?

- Это зависит от самих детей, их возраста и от разных жизненных ситуаций. Но, всё-таки для ребёнка важна личная коммуникация с педагогом, в первую очередь, и со сверстниками тоже. А с другой стороны дистанционный формат – это во многом индивидуальная работа педагога и учащегося. Нужно гибко подходить к этому вопросу, кому-то этот формат подходит, кому-то нет.

Вы несколько лет совмещали не только семью и работу, но еще и учёбу. Когда вы сами стали учиться в магистратуре, это повлияло на ваше восприятие студентов?

- Да, повлияло. Учеба в магистратуре напомнила о том, что за экраном живые люди. Даже в очном обучении могут возникнуть ситуации, когда преподаватели и студенты, казалось бы, видят друг друга, но коммуникация не складывается. Очное обучение освежило взгляд на этот процесс, напомнило о необходимости внимательного отношения к возможным проблемам учащихся.

Наблюдая абитуриентов и студентов в разных ситуациях, вы наверняка можете сказать, какие трудности, проблемы более-менее типичны для дистанционных учащихся. Что бы вы посоветовали тем, кто думает поступать на дистанционные программы (в данном случае мы про магистратуру прежде всего): что учесть, чтобы благополучно учиться?

- Во время приёма документов абитуриентам магистратуры нужно пройти конкурс портфолио, который включает в себя мотивационное письмо, эссе и документ о богословском образовании. В эссе нужно сформулировать проблему будущего исследования. Желательно продумать её заранее, до начала приёмной кампании.

С момента поступления важно расставить приоритеты и понимать, что учёба потребует очень много временных, умственных, моральных затрат, и на протяжении двух с половиной лет будет стоять на первом месте. Вот такой практический совет: с самого начала стараться укладываться в график выполнения заданий, чтобы не отставать. Первый семестр магистратуры очень важен: если человек не успел адаптироваться и за месяц-два у него уже накопились долги, то ему будет сложно их закрыть, что может грозить отчислением. Нужно настраиваться на то, что времени для разгона, как на очном обучении, не будет. Важно сразу погрузиться в процесс обучения.

В дистанционной среде очень важна коммуникация – и преподавателям, и администрации необходимо понимать, как справляются учащиеся с нагрузкой, какие испытывают сложности. Нужно не забывать о том, что за экранами мониторов такие же люди, с которыми можно договориться, если есть какая-то проблема, ее можно решить.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


«Жизнь у администратора дистанционных программ насыщенная»

Ольга Владимировна Лаврова о работе администратора дистанционных программ. Читать далее »

«Дистанционное образование – это всегда адресное обращение» - ИДО ПСТГУ

Интервью с заместителем директора по учебной работе, преподавателем богослужебного устава и гимнографии Оксаной Николаевной Шевченко Читать далее »

Последнее изменение: среда, 10 апреля 2024, 22:03