«Думаю, наших выпускников и их семьи можно назвать подвижниками»
Интервью с преподавателем программ «Основы Православия» и «Священное Писание и догматическое учение Церкви», иереем Владимиром Андони – настоятелем храма Богоявления в Усть-Уде Иркутской области.
Отец Владимир, Вы уже 10 лет в священном сане. Ваше первое, светское образование связано с промышленной электроникой. Расскажите, как Вы стали священником и настоятелем храма?
– После обращения к вере я постепенно начал посещать богослужения в своем городе – в Саянске Иркутской области. Отец Алексей, который был в ту пору настоятелем прихода, привлекал меня помогать сначала по моей специальности – обслуживать в храме компьютеры, заниматься копировальной техникой. Потом потребовался звонарь, и я стал исполнять послушание звонаря. Постепенно мне стали поступать предложения рукополагаться в священный сан. К 2006 году недалеко (в 100 километрах) от Саянска, в поселке Усть-Уда построили и освятили храм Богоявления. Но, как обычно в наших местах, священников не хватало, поэтому храм какое-то время был без священника и без богослужений – раза два в год приезжал для совершения Литургии священник из Саянска. Поэтому, когда отец Алексий сделал нам с супругой очередное предложение о моем рукоположении, мы подумали и согласились – было желание нести православную веру людям. В 2008 году Высокопреосвященнейший Вадим, митрополит Иркутский и Ангарский, совершил мою хиротонию во диакона, и следом во пресвитера с условием получения богословского образования, и я был отправлен на приход в Усть-Уду.
Конечно, никто мне не объяснял, как быть настоятелем, да и священнические обязанности я тоже осваивал, можно сказать, «на ходу». Супруга осваивала пение и чтение на клиросе. Осложняющим моментом было то, что происходило наше вхождение в богослужение Великим Постом, и следом нужно было служить Пасхальную службу, а никакого опыта не было, не было ни нот, ни богослужебных книг – были у меня требник и служебник и больше ничего. Помогало умение работать с компьютером: был доступ в интернет через сотовый телефон (сотовая связь в Усть-Уде только-только появилась к этому времени). Сайта Последование.ру тоже еще не существовало, но в сети нашлись богослужебные тексты, из которых я с помощью Богослужебных указаний составлял службу, распечатывал – и так мы служили. Параллельно мы искали ноты и разучивали песнопения. С настоятельскими обязанностями тоже постепенно разбирался, интересовался, как все налажено в других приходах – с Божией помощью все устраивалось и до сих пор устраивается.
Расскажите немного о поселке Усть-Уда и о Вашем приходе – большой ли он, кто Ваши прихожане?
– Поселок наш стоит на берегу Ангары, вернее, того, во что она теперь превратилась, – Братского водохранилища. Славен поселок тем, что на усть-удинской земле родился и вырос писатель с мировым именем – Валентин Распутин, который в своих произведениях описал жизнь своей малой родины, проблемы, связанные с затоплением деревень и переселением на новые необжитые места. Старое село Усть-Уда тоже было затоплено в середине XX века, а новый поселок, куда переселились жители села, унаследовал его название.
Усть-Уда – районный центр. В самом поселке около шести тысяч населения, в районе около двенадцати тысяч. Поселок находится в глуши, вдали от основных транспортных магистралей и железной дороги, можно сказать, в тайге. До Иркутска 300 километров по не очень хорошей дороге.
Храм в нашем поселке один в радиусе 100 км. Приход объединяет верующих окрестных деревень. До затопления во многих селах и в самой Усть-Уде были храмы, но, конечно, к моменту затопления они уже не действовали и многие жители были некрещеными.
О размере прихода мне сложно судить. В храме на богослужениях бывает в среднем около 50-70 человек, на большие праздники, когда приезжают из деревень, – около 100 человек. Конечно, многие люди приходят в храм вне богослужения, помолиться и поставить свечи.
Постоянные прихожане – в основном женщины пенсионного и предпенсионного возраста. Есть, конечно, и помоложе, в основном это многодетные семьи, но их немного. Совсем молодых, к сожалению, практически нет. Посмотрим, станут ли прихожанами наши дети, когда вырастут, хотя молодые в основном из поселка уезжают – сначала учиться, а после учебы и насовсем, так как здесь сложно найти работу, да и перспектив, как говорится, никаких. На службах очень мало мужчин.
С помощью конструктора сайтов prihod.ru нам удалось создать сайт прихода, но поддерживать его и регулярно обновлять, к сожалению, нет сил и времени. Но все-таки изредка на нем появляются статьи, фотографии из жизни прихода.
В 2013 году Вы закончили интернет-отделение ФДО ПСТГУ – будущий Институт дистанционного образования. Почему Вы поступили в ПСТГУ, а не в семинарию?
– После рукоположения, когда встал вопрос о богословском образовании, один из знакомых священников, который уже закончил заочно семинарию и начал обучаться на Интернет-отделении ФДО ПСТГУ, посоветовал мне сразу идти в ПСТГУ, так как, по его опыту, качество дистанционного образования в ПСТГУ было в разы выше, чем в заочной семинарии. Аргументом в пользу ПСТГУ стало и удобство получения образования: не нужно было никуда ездить и надолго оставлять жену с маленькими детьми одну вести приходское хозяйство (живем мы прямо на территории храма). Правда, есть и оговорка – диплом о профпереподготовке по теологии не совсем подходит в качестве необходимого образования священника.
Вы начали дистанционно преподавать сразу после завершения учебы?
– Приглашение стать преподавателем поступило мне от руководства ИДО в 2015 году. Было, конечно, боязно: хотя я получил очень хорошую базу на программе «Теология», но практического применения знаний почти не было. После окончания обучения было желание глубже погрузиться в пройденные дисциплины, но быт и прочие обязанности (в основном связанные с ремонтом храма и приходского дома) отнимали много времени, и заняться обновлением знаний никак не получалось. Поэтому я согласился преподавать, чтобы волей-неволей поддерживать свой базовый уровень знаний. Но основным мотивом, наверное, послужило желание внести свою лепту в просвещение православной верой нашего народа, так как в своем поселке мне это не очень удается.
Сложно совмещать обязанности священнослужителя и преподавание?
– Здесь есть и плюсы, и минусы. Минус – преподавание отнимает много свободного времени. Плюс – это систематизация своих знаний уже не для ответов на заданные вопросы, а для изложения в виде лекций и проповеди, что для священника очень важно. Благодаря преподаванию наконец-то получилось систематически проводить в нашем храме катехизаторские беседы перед крещением.
Дистанционное обучение сильно изменилось с тех пор, как Вы учились в таком формате? И сильно ли ощущается отсутствие личного общения учащихся и преподавателя?
– Перемены заметны: появилось множество форм обучения и подачи информации. Но основной формой обучения на мой взгляд остается асинхронное общение на форумах. Может быть это потому, что изначально программы создавались под этот вид обучения.
На мой взгляд, недостатка в личном общении при дистанционном обучении нет. Напротив: не все слушатели даже готовы к такому плотному общению с преподавателем, которое происходит на наших программах.
Какие дисциплины Вы сейчас преподаете?
– Я преподаю третий модуль программы повышения квалификации «Основы Православия>», в который входит изучение Символа веры, истории Вселенской и Русской Церкви, богослужений, Таинств. Здесь, конечно, помогает священнический опыт.
Кроме того, я преподаю «Священное Писание Ветхого Завета» на программе «Священное Писание и догматическое учение Церкви». На эту дисциплину отводится почти два месяца, но объем материала огромен, и главное, чему должны научиться слушатели в рамках этого курса – умение читать ветхозаветные тексты и размышлять над ними, привлекая толкования святых отцов, уметь находить в Ветхом Завете пророчества об Иисусе Христе, полюбить Ветхий Завет. Курс уже сформирован и материалы подобраны, мне как преподавателю остается помогать учащимся в прохождении заданий, и освоении материалов курса. В оценке ответов ориентируюсь, в основном, на то, насколько самостоятельно сформулирован ответ.
Как человек, имеющий опыт и дистанционного учащегося, и преподавателя, что Вы посоветуете поступающим в ИДО? Как распределить время в процессе обучения, кому подходит или, наоборот, противопоказан дистанционный формат?
– Кому дистанционный формат противопоказан, а кому нет, может показать только практический опыт. Для дистанционного обучения нужно запастись терпением, причем не только самому учащемуся, но и всем его домочадцам, так как на время учебы слушатель практически выпадает из жизни семьи. Без этого, на мой взгляд, работающему семейному человеку никак учиться не получится.
То есть дистанционное обучение – очень трудная задача, но справиться с ней можно, если забыть про стремление к пятеркам. Конечно, приятно, когда твои ответы оцениваются на отлично, но иногда приходится довольствоваться и тройками, так как возможности улучшить результат в какие-то моменты обучения может и не быть. Здесь нужно находить средний путь.
Когда я учился, временами было очень тяжело и, наверное, если бы не стояла задача во что бы то ни стало закончить обучение, я бы сдался, притом что у меня была возможность заниматься в течение рабочего дня, а не только по вечерам и выходным дням, как у многих других учащихся. Кстати, священник, который мне посоветовал учиться дистанционно, сам так и не закончил обучение. Поэтому я очень восхищаюсь нашими выпускниками и радуюсь за них, думаю, их самих и их семьи можно назвать подвижниками. И, конечно, те открытия в духовной жизни, которые происходят в процессе обучения, покрывают все «издержки».